Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/338

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

что прекрасное коренится в сфере ума: прекрасное — это умопостигаемые идеи — «виды» и что первоначально прекрасное — это онтологическое начало красоты, совпадающее с благом. Так. образом вся космология и космогония Плотина пронизана его эстетическими воззрениями. Отзвуком платоновских идей в неоплатоновском их истолковании является учение христианского мыслителя Августина (см.).

С этого времени традиция античной Э. надолго пресекается.

Э. в феодальном обществе. Эстетика как наука не получила в силу общих условий феодализма большого развития в средние века, хотя искусство на практике создало своеобразный идеал прекрасного, соответствующий общему религиозному укладу феодальной идеологии. В глазах мыслителей феодального мира большое значение приобретают формальные элементы прекрасного. Так, Фома Аквинат (см.) полагает, что прекрасное существует само в себе (per se). Прекрасное обусловлено формальными элементами, которые Фома определяет как «цельность или пропорцию», «пропорцию или гармонию», а также как «ясность» (eclaritas), и к-рые действуют на нас непосредственно, так что уже одно их восприятие порождает впечатление красоты. Функциональное действие прекрасного в том, что видение красоты или размышление о ней успокаивает в нас желания. В 13 в. Дунс Скот (см.) намечает градацию ступеней познания, рассматривая в качестве совершеннейшего познания такое, в к-ром осуществляется дискурсивное понятие всего, что на низшей ступени представлялось интуитивно. Учение это, а также установленное Дунсом Скотом различение «смутного», «неотчетливого» и «отчетливого» познания, сыграло впоследствии известную роль в процессе образования Э, рационализма.

Эстетика в эпоху Возрождения. Ранняя эпоха развития капитализма и новых буржуазных классов — сначала в богатых торговых республиках Италии, а затем и в Нидерландах, в Англии и во Франции — произвела глубокие изменения в содержании и направлении идеологической жизни, в философии, в науке, в искусствах. Одним из этих изменений явилось новое обращение к традициям античной эстетики.

Основная тенденция Э. Возрождения — дидактическая — опиралась либо на платонизм, используя учение об идеях для решения вопроса об отношении между общим и единичным в поэзии, либо на Аристотеля, с центральными для него категориями «возможного», «подражания» и т. д. Позднее, на основе все возрастающего значения искусства и художествен. критики, в эстетическую литературу привходит ряд новых категорий — «дух», «вкус», «фантазия», «чувство», применение к-рых в Э. ведет эту науку за пределы представлений античности и раннего Ренессанса. Место античного «подражания» заступает «фантазия», к-рой начинают приписывать все бо́льшую и бо́льшую роль, рассматривая ее как низшую способность восприятия. В эстетических теориях, разработанных на основе категорий «фантазии» и «чувства», проступает тенденция сенсуализма. Так, Сфорца Паллавичино отождествляет образы фантазии с чувственными ощущениями и утверждает, что эстетические впечатления основываются на непосредственном видении, а не на интеллектуальных представлениях. У величайшего мыслителя этой эпохи, материалиста Франциска Бэкона (см.), чувство и разум выступают в тесном единстве друг с другом. Он относит науку к интеллекту, историю — к памяти, поэзию же — к фантазии. По Бэкону, поэзия занимает середину между историей и наукой: с историей соприкасается эпос, с наукой — так наз. параболическая поэзия, к-рую Бэкон почитал за высшую форму. Систематизатор бэконовского материализма Гоббс (см.) посвятил проблеме «воображения» одну из первых глав своего «Левиафана». От «воображения» Гоббс отличает «фантазию» как более широкую способность, удерживающую представления не только зрения, но и других внешних чувств. Объяснение явлений воображения у Гоббса механистично.

Рационалистическая Э. классицизма. Рационализм 17 века был выражением выросшей роли интеллигенции на службе абсолютной монархии, сложившейся на переходе от феодального общества к буржуазному. Рационалистическая Э. французского классицизма возникла и развивалась под непосредственным влиянием картезианской философии. Буало (см.) написал «Поэтику» в четырех песнях, где рекомендует подчинить рифму рассудку:

Рассудок, будь царем, а рифма — будь рабой…
К рассудку применись: пускай стихи твои
Получат от него все прелести свои.

Прежде всего поэту необходимо позаботиться о ясной мысли:

Не бравшись за перо, ты думать научись…
Легко мысль ясную в красивый стих облечь.

Взаимоотношение искусства и действительности Буало определил так: природа, действительность — слепа, она нуждается в поводыре — художнике. Отсюда вытекал лозунг «corriger la nature», т. е. возвышать художественные образы над их реальными прообразами в направлении благородства и величия — «noblesse et grandeur». По Буало, только истинное прекрасно, но под истинным Буало понимал абстрактную идею, а не объективное отражение действительности в сознании. Социальную функцию или воздействие искусства Буало видел в очищении нравов, восхвалении монархии, уже вынужденной считаться с интересами буржуазии.

В Германии идеи классицизма получили выражение в литературной деятельности Готшеда (см.), насаждавшем на немецкой почве все проявления французского классицизма. Рационалистическая же Э. вообще в Германии имела своих представителей в лице Баумгартена й его обширной школы (Мейер Ф. Р., Моисей Мендельсон, Зульцер и только отчасти Лессинг). Баумгартен (см.) — основатель термина «эстетика». Он полагал, исходя из системы Лейбница—Вольфа, что художественное сознание и эстетическое суждение—смутное низшее познание. Научное познание—ясное, отчетливое познание совершенства природы. То же совершенство или целесообразность, воспринятая смутно, есть красота.

В 18 в. в различных странах зарождаются новые художественные стили и направления помимо классицизма. Напр. в Англии классицизм имел меньше корней, чем во Франции и Германии. Александр Поп — представитель английского классицизма — не пользовался значительным влиянием. Классицизм, идейно связанный с абсолютизмом, не мог привиться в особых условиях экономического и политического развития Англии.