Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/378

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

в наст. время согласно постановлению 7-й Генеральной конференции по мерам и весам, состоявшейся в Париже в 1927, приняты следующие основные реперы для этих температур: жидкий кислород, t°кип. -182,97°; сера, t°кип. +444,60°; серебро, t°пл. +960,5°; золото, t°пл. + 1.063°.

Рис. 6.Рис. 6.

По постановлению той же конференции эталонными приборами для точного определения температур принимаются: для определения температур от 190° до 660° — платиновый термометр сопротивления, к-рое изменяется почти строго пропорционально изменению температуры; для температур от +660° до +1.063° — платинородиевая термопара; для температур выше плавления золота — оптический пирометр.

Помимо вышеописанных эталонов наука и техника нуждаются еще в целом ряде других эталонов для точных и единообразных измерений различных величин. Разработка этих Э. и составляет задачу метрологических ин-тов разных стран. К числу таких задач относятся разрешаемые в настоящее время вопросы об устройстве Э. электроемкости, самоиндукции, частоты, силы звука, скорости, радиоактивного излучения и т. п.

Лит.: Временник Главной палаты мер и весов, ч. 1—15, М.—Л., 1894—1929; Георгиевский А. Н. и Маликов М. Ф., Ртутные образцы международного ома, П., 1918; Электрические и световые эталоны СССР, изд. Гл. палаты мер и весов, Л., 1928; Travaux et mémoires du Bureau international des poids et mesures, T. I—XVIII; Guillaume Ch. Ed., Unités et étalons, P., [1893]; его же, La création du Bureau international des poids et mesures et son œeuvre, P., 1927.

ЭТАН, CH3CH3, бесцветный, безвкусный и лишенный запаха газ. Является вторым членом ряда предельных углеводородов CnH2n+2. Темп-ра пл. -172°, критическая темп-ра 34°, критическое давление 50 атм. Очень инертен, легче всего реагирует с галоидами, образуя смесь хлорзамещенных этанов. В лабораториях Э. обычно получают восстановлением йодистого этила цинковой пылью. В технике Э. готовят пропусканием смеси равных объемов этилена и водорода через нагретый восстановленный никель и сжижают в машине Линде. Э. содержится в природных горючих газах, нефти, а также в светильном газе, получаемом при сухой перегонке каменного угля. Применяется для работы ледоделательных машин.

ЭТАП, перегон между двумя пунктами («этапками», или «станками») по пути следования арестантской партии в царской России. Название «этап» перенесено и на самую группу арестантов, препровождаемую с конвоем до определенного места назначения. Термин взят из обихода военной службы, где он имеет подобное же, но более специальное значение.

История пересылки арестантских партий идет параллельно истории ссылки и каторги и начинается в 18 в., когда по приказу Петра I стали употреблять арестантов на казенные работы и отправлять огромные партии их на соляные варницы, заводы и рудники. Регулярных этапов и специальной организации и пересылки арестантов не было вплоть до начала 19 в., и каждое ведомство отправляло своих опекаемых по специальному соглашению с начальниками военной охраны, губернатором или городничим. Кроме осужденных на каторгу или в ссылку к пересыльной партии присоединялись в большом количестве также беглые крепостные, возвращаемые владельцам, сектанты, беспаспортные, военнообязанные, нищие, всякого рода «бродячая Русь» и пр., наконец «вольноследующие» за осужденными жены с детьми. Все они включались в партию на «общих основаниях». Этапное следование представляло собой настоящую пытку: на толстый и длинный железный прут надевались короткие цепи, к к-рым приковывались за руку все пересылавшиеся без различия пола, возраста и категории. Конвой не сменялся вплоть до сдачи последнего арестанта в последнем пункте, и естественно, что утомленные солдаты гнали партию насколько возможно быстрее, стремясь покрыть и перекрыть обязательные 500 верст месячного перегона. На пропитание арестантов отпускался солдатский паек, из к-рого начальство делало себе «законную» статью дохода; остальная часть партии пробивалась доброхотными дарами и милостыней. Пересыльная партия выделяла из себя «молельщиков», к-рые в сопровождении конвоя обходили села и городишки с пением традиционной «Милосердной» и собирали подаяние.

После Наполеоновских войн предпринимаются кое-какие шаги с целью смягчения тюремного быта и упорядочения пересыльного дела. Для ссылаемых были установлены два отправных пункта: Центральная пересыльная тюрьма в Москве и пересыльная тюрьма в Тобольске, а затем в Тюмени. В Московскую тюрьму шли арестанты, ссылаемые в Сибирь со всей России и даже из самой Сибири, т. к. началом официальной пересылки на место назначения была только Москва; здесь они дожидались неопределенное время набора партии и затем шли этапом «на цепи» или «по канату» по большой Владимирской дороге на Казань, Пермь и т. д. до Тобольска, где ссыльные и каторжные получали распределение на места назначения. Продолжительность этапного пути длилась от 1½ до 2 лет в зависимости от остановок, изменений маршрута, состояния дорог и пр. По условиям своим Э. считался тяжелей самого заключения, тем более, что время, проведенное в этапе, не засчитывалось в срок. Другие «реформы» этапного дела, постепенно вводившиеся гл. обр. под влиянием ходатайств «Человеколюбивого об-ва для попечительства о тюрьмах», сводились к следующим мерам: в 1820 были уничтожены тяжелые «ошейники», одевавшиеся в этапе на особо тяжких преступников; в 1822 вместо прута ввели цепь, а через 2 года стали применять «облегченную» заковку, т. е. приковывать к одной цепи не более 10 человек. В 1832 филантроп доктор Гааз, один из главных деятелей «Человеколюбивого об-ва», добился в Московской пересыльной тюрьме заковки вместе по три пары, в 1837 он же ввел вместо тяжелых колодок более легкие индивидуальные ручные и ножные кандалы (они были прозваны «гаазовскими») весом от 2 до 4 кг.

Как значительно было передвижение арестантов, можно судить по тому, что за 20 лет, с 1827 по 1846, в одну только Сибирь из России было препровождено из Москвы 159.755 чел., не считая детей, следовавших за родителями. При этом число пересылаемых резко колебалось в зависимости от ряда внешних и внутренних причин: например в 1833 (очевидно в связи с польским восстанием) прибыло 11.149 арестантов и 6.998 человек «не в роде арестантов», т. е. почти 20 тысяч человек, а в 1846 — 6.760 человек.