Страница:БСЭ-1 Том 64. Электрофор - Эфедрин (1934).pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

висимые от него и даже, в отдельных случаях, христианские государи (напр. Испании). От слова Э. произошло через средневековую латинскую форму «amiralius» современное общеевропейское слово «адмирал».

ЭМИССИОННАЯ ТЕОРИЯ СВЕТА (иначе теория истечения, или корпускулярная), теория, согласно которой свет представляет собой поток мельчайших частиц или корпускул, летящих с большой скоростью от светящегося тела во все стороны. Зачатки этой теории можно найти у древних атомистов (Демокрит, Лукреций). Первое же более или менее полное развитие она получила в работах Ньютона и его учеников. По Ньютону, световые частицы различаются по величине: наибольшие из них вызывают ощущение красного цвета, наименьшие — фиолетового. Основные явления — излучение, отражение, преломление, диффракция света — объяснялись взаимодействием частиц света и материи (притяжение и отталкивание). Однако для объяснения явлений интерференции (ньютоновы кольца, цвета тонких пластинок) принималось существование эфира. Для объяснения двойного преломления частицы наделялись различными свойствами по разным сторонам (поляризация света). Теория эта имела широкое распространение в 18 в. Она получила математическую разработку в работах Лапласа, Бошковича, Малюса, Био и др. В 19 в. корпускулярная теория сменяется чисто волновой теорией света. Но в нач. 20 в. корпускулярная теория снова возрождается в теории квант света (Эйнштейн, 1905). Однако эта теория по существу не может быть чисто корпускулярной, т. к. сама величина кванта определяется частотой колебаний света. Дальнейшее развитие квантовой теории, в особенности новая квантовая механика, показывает, что решение спора между корпускулярной и волновой теориями света должно заключаться в синтезе этих теорий, т. к. каждая из них описывает только определенные стороны световых явлений. См. Электромагнитная теория света.

ЭМИССИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, фонд, состоящий из золота и др. драгоценных металлов, иностранной валюты и прочих ценностей, служащий для покрытия банкнотной эмиссии. Основным видом Э. о. являются запасы золота в монете и слитках — так наз. металлическое покрытие, но нередко и другие благородные металлы — серебро, платина, а также иностр. валюта, товары, векселя и т. п. О роли эмиссионного обеспечения см. Золотой запас, Золотое обращение.


ЭМИССИОННОЕ ПРАВО, право выпуска банковых (кредитных) билетов, банкнот. Э. п. банков в капиталистических странах является могущественным средством осуществления диктатуры финансового капитала, а в колониальных и полуколониальных странах широко используется империалистическими государствами для закабаления их (см. Эмиссионные банки, Эмиссия).

ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ, банки, имеющие право эмиссии (выпуска) банкнот (см.). Э. б. называются также кредитные учреждения, занимающиеся предоставлением основных капиталов торгово-промышленным предприятиям путем эмиссии акций этих предприятий (см. Банки). Возникновение Э. банков относится еще к эпохе допромышленного капитализма. Первыми Э. б. были Шведский банк (основ. в 1656), положивший начало пользованию для кредитных целей банковскими обязательствами, неполностью покрытыми металлическим резервом, Английский банк (учр. в 1694) и созданный по его образцу Шотландский банк (учр. в 1695). В 1716 Джон Ло организовал первый франц. Э. б. В Пруссии Э. б. был основан в 1765, в России первыми Э. б. были учрежденные в 1768 Ассигнационные банки в Москве и Петербурге. Однако условия хозяйственной жизни тогда еще не создавали достаточно широкой базы для развития Э. б. и бумажно-денежного обращения. Королевский банк во Франции очень скоро потерпел крах, деятельность Шотландского и Шведского банков также не развивалась, сумма банкнот Английского банка очень долго не превышала 2 млн. ф. ст. (см. Банк Английский). С промышленной революцией и с развитием капитализма положение меняется. В передовых капиталистических странах возникают многочисленные Э. б., и напр. в Англии в 1790 функционировало до 350 мелких Э. б. Своими успехами Э. б. были обязаны победе торговой буржуазии над феодально-земледельческими группами. Э. б. положили начало интенсивному развитию кредитного хозяйства. Особенно сильное развитие получает деятельность Э. б. в начале 90-х гг. и до начала мировой войны. В хозяйственной жизни капиталистических государств Э. б. играют крупнейшую роль. Э. б. становится «неустранимым обладателем металлического запаса страны и центром тяготения для всего торгового кредита» (Маркс). Будучи важными органами капиталистического хозяйства, они вместе с тем являются классическими местами стыка между капиталистическим государством и частновладельческим хозяйством. Они представляют собой один из наиболее ярких примеров переплетения гос. и частных монополий, столь характерных для эпохи финансового капитала. Гос. регулирование денежного обращения и кредита, осуществляемое через Э. б., оказывается неразрывно связанным со всей деятельностью банковского аппарата финансового капитала. Для финансовой олигархии эмиссионные банки служат могущественным орудием осуществления господства над денежным и кредитным рынком.

«Кредитная система, имеющая свой центральный пункт в т. н. национальных банках и группирующихся вокруг них крупных торговцах деньгами и ростовщиках, представляет гигантскую централизацию и дает этому классу паразитов сказочную силу не только периодически громить промышленных капиталистов, но и самым опасным образом вмешиваться в производство» (Маркс). Перед войной Э. б. имелись в 48 государствах. О роли Э. б. в сфере денежного обращения и кредита см. Банки, Денежное обращение СССР, Кредит, Эмиссия. Участники войны широко использовали банкнотную эмиссию для финансирования военных операций. Обмен банкнот на золото был приостановлен, и Э. б. превратились в аппарат, выпускавший бумажноденежные знаки с принудительным курсом.

Новая эра в истории Э. б. наступает после окончания империалистской войны. Денежные и банковые реформы, проведенные в послевоенные годы, урегулировали отношения центральных Э. б. с государством и восстановили их прежнюю роль в денежном обращении и на кредитном рынке. Брюссельская международная финансовая конференция 1920 рекомендовала