Страница:Гегель Г.В.Ф. - Феноменология духа - 1913.djvu/350

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
313

единичной религіи изображаютъ все движеніе ея формъ, то характеръ каждой религіи опредѣляется особаго рода единствомъ сознаніяп самосознанія, а именно тѣмъ, что самосознаніе принимаетъ въ себя опредѣленіе предмета сознанія, его вполнѣ себѣ присваиваетъ посредствомъ своего дѣланія и знаетъ его, какъ существенное, по сравненію съ другими. — Истинность вѣры въ опредѣленіе религіознаго духа обнаруживается въ томъ, что дѣйствительный духъ таковъ, какова форма, въ которой онъ себя въ религіи созерцаетъ. Такъ, напримѣръ, воплощеніе Бога, встрѣчающееся въ восточной религіи, не имѣетъ истины, потому что дѣйствительный духъ ея лишенъ ѳтого примиренія. — Здѣсь мы не будемъ возвращаться отъ совокупности опредѣленій къ единичному опредѣленію и показывать, въ какой формѣ внутри его и его особой религіи содержится полнота прочихъ. Высшая - форма, подчиненная низшей, теряетъ свое значеніе для самосознательнаго духа, принадлежитъ только поверхностно ему и его представленію. Ее нужно разсматривать въ ея собственномъ значеніи, и именно тамъ, гдѣ она есть принципъ этой особой религіи и удостовѣрена ея дѣйствительнымъ духомъ.

а. Свѣтлая сущность.

Духъ, какъ сущность, которая есть самосознаніе, или самосознательная сущность, которая есть вся истина и знаетъ всякую дѣйствительность, какъ себя самою, есть прежде всего лишь собственное понятіе духа, противополагающееся той реальности, которую онъ самъ себѣ создаетъ въ движеніи своего сознанія. Понятіе это, по отношенію къ свѣту этого раскрытія, есть мракъ сущности духа; по отношенію къ наличному бытію моментовъ духа, какъ самостоятельныхъ формъ, оно есть творческая тайна его рожденія. Эта тайна имѣетъ свое откровеніе въ себѣ самой; наличное бытіе имѣетъ свою необходимость въ этомъ понятіи, потому что оно есть знающій себя духъ и, слѣдовательно, заключаетъ въ своей сущности моментъ бытія сознанія и предметнаго нредставливанія себя. Это есть чистое л, которое въ своемъ проявленіи заключаетъ въ себѣ, какъ во всеобщемъ предметѣ, свою собственную достовѣрность или иначе — этотъ предметъ для него проникаетъ все мышленіе и всю дѣйствительность.

Въ непосредственномъ первомъ раздвоеніи знающаго себя абсолютнаго духа его форма имѣетъ то же опредѣленіе, которое присуще непосредственному сознанію или чувственной досто вѣрно сти. Духъ созерцаетъ себя въ формѣ бытія однако не бытія, лишеннаго духа, наполненнаго случайными опредѣленіями ощущеній, какъ это свойственно чувственной достовѣрности, но оно есть одухотворенное бытіе. Оно также заключаетъ въ себѣ форму* которая встрѣчалась въ непосредственномъ самосознаніи, форму господина въ противоположность самосознанію духа, отказавшемуся отъ своего предмета. Это бытіе, преисполненное понятіемъ духа, есть, слѣдовательно, форма простого отношенія духа къ самому себѣ или же форма безформенности. Согласно этому опредѣленію, форма эта есть чистая, все заключающая и наполняющая, изначальная свѣтлая сущность, сохраняющая себя въ безформенной субстанціальности. Ея инобытіе есть такое же простое отрицаніе, т.-е. мракъ. Движенія ея собственнаго проявленія, ея творенія въ


Тот же текст в современной орфографии

единичной религии изображают всё движение её форм, то характер каждой религии определяется особого рода единством сознанияп самосознания, а именно тем, что самосознание принимает в себя определение предмета сознания, его вполне себе присваивает посредством своего делания и знает его, как существенное, по сравнению с другими. — Истинность веры в определение религиозного духа обнаруживается в том, что действительный дух таков, какова форма, в которой он себя в религии созерцает. Так, например, воплощение Бога, встречающееся в восточной религии, не имеет истины, потому что действительный дух её лишен фтого примирения. — Здесь мы не будем возвращаться от совокупности определений к единичному определению и показывать, в какой форме внутри его и его особой религии содержится полнота прочих. Высшая - форма, подчиненная низшей, теряет свое значение для самосознательного духа, принадлежит только поверхностно ему и его представлению. Ее нужно рассматривать в её собственном значении, и именно там, где она есть принцип этой особой религии и удостоверена её действительным духом.

а. Светлая сущность.

Дух, как сущность, которая есть самосознание, или самосознательная сущность, которая есть вся истина и знает всякую действительность, как себя самою, есть прежде всего лишь собственное понятие духа, противополагающееся той реальности, которую он сам себе создает в движении своего сознания. Понятие это, по отношению к свету этого раскрытия, есть мрак сущности духа; по отношению к наличному бытию моментов духа, как самостоятельных форм, оно есть творческая тайна его рождения. Эта тайна имеет свое откровение в себе самой; наличное бытие имеет свою необходимость в этом понятии, потому что оно есть знающий себя дух и, следовательно, заключает в своей сущности момент бытия сознания и предметного нредставливания себя. Это есть чистое л, которое в своем проявлении заключает в себе, как во всеобщем предмете, свою собственную достоверность или иначе — этот предмет для него проникает всё мышление и всю действительность.

В непосредственном первом раздвоении знающего себя абсолютного духа его форма имеет то же определение, которое присуще непосредственному сознанию или чувственной досто верно сти. Дух созерцает себя в форме бытия однако не бытия, лишенного духа, наполненного случайными определениями ощущений, как это свойственно чувственной достоверности, но оно есть одухотворенное бытие. Оно также заключает в себе форму* которая встречалась в непосредственном самосознании, форму господина в противоположность самосознанию духа, отказавшемуся от своего предмета. Это бытие, преисполненное понятием духа, есть, следовательно, форма простого отношения духа к самому себе или же форма бесформенности. Согласно этому определению, форма эта есть чистая, всё заключающая и наполняющая, изначальная светлая сущность, сохраняющая себя в бесформенной субстанциальности. Её инобытие есть такое же простое отрицание, т. е. мрак. Движения её собственного проявления, её творения в