Страница:Гегель Г.В.Ф. - Феноменология духа - 1913.djvu/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
VIII
Феноменологія духа.

/замѣтно, какъ солнце, вее впередъ, не останавливаясь передъ препятствіями; безчисленные и легкіе отряды, борющіеся за и противъ этого духа, разъѣзжаютъ съ /боковъ, большинство изъ нихъ вовсе не знаетъ, въ чемъ дѣло, и получаетъ лишь ^дары въ голову какъ бы отъ невидимой руки". — "Самый правильный разсчетъ, конечно, зорко слѣдить за идущимъ впередъ великаномъ, тогда можно даже и останавливаться на пути, устраивать даже дѣловыя компаніи, содѣйствуя намазыванію клея съ цѣлью удержать великана, и для собственнаго развлеченія помогать дѣловитой суетѣ. Реакціи, о которой мы столько слышимъ, я ожидалъ; она хочетъ добиться своего: <1а ѵёгіѣе еп Іа repoussant оп l’embrasse" — "вотъ глубокомысленное изреченіе Якоби". — "Истинно Гегелевскія слова, — прибавляетъ Куно Фишеръ: — слова, неподражаемо запечатлѣнныя духомъ этого философа. Міровой духъ не торопится. Всемірная исторія есть прогрессъ въ сознаніи свободы. Послѣ того, какъ великая индивидуальность (Наполеонъ I) въ замѣчательной трагедіи разрушила себя, на сценѣ остался лишь хоръ. Теперь хоръ выступаетъ впередъ и начинаетъ дѣйствовать. Міровой духъ скомандовалъ' массы впередъ! Предсказаніе Гегеля, сдѣланное имъ въ началѣ XIX вѣка послѣ событій въ Фонтенбло и Ватерло, теперь стало понятнымъ для всѣхъ. Онъ сказалъ: массы идутъ впередъ."'1). Не даромъ же духовные вожаки соціалистическаго движенія Фердинандъ Лассаль и Карлъ Марксъ были гегельянцами.

Такимъ образомъ духъ Гегеля не отлетѣлъ отъ насъ, онъ лишь такъ асеими-лировалсяПэтъЗ^й^оьййть^онъ сдѣлался настолько нашимъ, что_м_ы повторяемъ и претворяемъ его мысли, совершенно забывъ объ ихъ духовномъ отцѣ. Гегельянство не вытѣснено и не поглощено матеріализмомъ и позитивизмомъ; оно, только дальше не развйвадосьГтак^какъ требовалось "время для примѣненія и пдодотвор-наго использованія открытыхъ имъ истинъ, для углубленія и воплощенія ихъ въ дѣйствительности. Часъ для дальнѣйшаго развитія философіи Гегеля еще не пробилъ. Но появленіе такихъ работъ, какъ сочиненіе В. Дильтея "Исторія юности Гегеля", изданіе Н. ИоЫ’емъ юношескихъ теологическихъ произведеній Гегеля, изданіе G. МоІІаРомъ политическаго трактата Гегеля о нѣмецкой конституціи, — все это служитъ нѣкоторымъ признакомъ пробужденія интереса къ системѣ Гегеля не съ точки зрѣнія ея выводовъ, а къ ней самой, взятой въ ея собственномъ значеніи. О томъ же свидѣтельствуетъ и гегельянское движеніе въ Англіи и Америкѣ, — странахъ, гдѣ увлеченія принципами нѣмецкой философіи всего менѣе можно было бы ожидать и интересъ которыхъ къ Гегелю служитъ живымъ доказательствомъ жизненности его

системы.

Гегель въ предисловіи въ "Феноменологіи духа" самъ указалъ признаки  Некорректный вызов шаблона→наро-

, жденія новаго періода въ исторіи философіи. Онъ пишетъ: "формирующійся духъ мед-> денно и спокойно зрѣетъ для новой формы, распутывая одну частицу зданія своего прежняго міра за другой; на ихъ колебаніе указываютъ лишь единичные симптомы: легкомысліе, какъ и скука, которыя распространяются въ жизни, существующее неопредѣленное предчувствіе невѣдомаго суть признаки нарожденія чего-то другого" 2).

х) Куно Фишеръ, "Исторія новой философіи", т. VIII. "Гегель, его жизнь, сочиненія и ученіе". Переводъ Н. О. Лосскаго. Спб. 1902 г. Стр. 101.

’) Гегель, "Феноменологія духа". Русскій переводъ, стр. 5.


Тот же текст в современной орфографии

/заметно, как солнце, вее вперед, не останавливаясь перед препятствиями; бесчисленные и легкие отряды, борющиеся за и против этого духа, разъезжают с /боков, большинство из них вовсе не знает, в чём дело, и получает лишь ^дары в голову как бы от невидимой руки". — "Самый правильный расчёт, конечно, зорко следить за идущим вперед великаном, тогда можно даже и останавливаться на пути, устраивать даже деловые компании, содействуя намазыванию клея с целью удержать великана, и для собственного развлечения помогать деловитой суете. Реакции, о которой мы столько слышим, я ожидал; она хочет добиться своего: <1а иёгиее еп Иа repoussant оп l’embrasse" — "вот глубокомысленное изречение Якоби". — "Истинно Гегелевские слова, — прибавляет Куно Фишер: — слова, неподражаемо запечатленные духом этого философа. Мировой дух не торопится. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. После того, как великая индивидуальность (Наполеон I) в замечательной трагедии разрушила себя, на сцене остался лишь хор. Теперь хор выступает вперед и начинает действовать. Мировой дух скомандовал' массы вперед! Предсказание Гегеля, сделанное им в начале XIX века после событий в Фонтенбло и Ватерло, теперь стало понятным для всех. Он сказал: массы идут вперед."'1). Не даром же духовные вожаки социалистического движения Фердинанд Лассаль и Карл Маркс были гегельянцами.

Таким образом дух Гегеля не отлетел от нас, он лишь так асеими-лировалсяПэтъЗ^й^оьййть^он сделался настолько нашим, что_м_ы повторяем и претворяем его мысли, совершенно забыв об их духовном отце. Гегельянство не вытеснено и не поглощено материализмом и позитивизмом; оно, только дальше не развйвадосьГтак^как требовалось "время для применения и пдодотвор-наго использования открытых им истин, для углубления и воплощения их в действительности. Час для дальнейшего развития философии Гегеля еще не пробил. Но появление таких работ, как сочинение В. Дильтея "История юности Гегеля", издание Н. ИоЫ’ем юношеских теологических произведений Гегеля, издание G. МоИИаРом политического трактата Гегеля о немецкой конституции, — всё это служит некоторым признаком пробуждения интереса к системе Гегеля не с точки зрения её выводов, а к ней самой, взятой в её собственном значении. О том же свидетельствует и гегельянское движение в Англии и Америке, — странах, где увлечения принципами немецкой философии всего менее можно было бы ожидать и интерес которых к Гегелю служит живым доказательством жизненности его

системы.

Гегель в предисловии в "Феноменологии духа" сам указал признаки  Некорректный вызов шаблона→наро-

, ждения нового периода в истории философии. Он пишет: "формирующийся дух мед-> денно и спокойно зреет для новой формы, распутывая одну частицу здания своего прежнего мира за другой; на их колебание указывают лишь единичные симптомы: легкомыслие, как и скука, которые распространяются в жизни, существующее неопределенное предчувствие неведомого суть признаки нарождения чего-то другого" 2).

х) Куно Фишер, "История новой философии", т. VIII. "Гегель, его жизнь, сочинения и учение". Перевод Н. О. Лосского. Спб. 1902 г. Стр. 101.

’) Гегель, "Феноменология духа". Русский перевод, стр. 5.