Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Июль.djvu/548

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
550
День двадцать третий

терпца, внезапно был охвачен лютым бесом, упал на землю и умер, так как бес исторгнул из него окаянную его душу. А святый Аполлинарий, будучи снят с мучилища, обратился к Мессалину:

— Нечестивый, почему ты не веруешь в Сына Божия? Тогда бы ты мог избегнуть вечной муки в геенне[1].

Разъярился мучитель и приказал бить святаго по устам камнем. Христиане, видя такую жестокость мучителя, не могли более терпеть (было их великое множество), но, подвигнувшись на гнев, произвели народный мятеж; бросились они на язычников и несколько человек убили; хотели убить и Мессалина, но он, когда заметил начавшийся шум и народный мятеж, испугался и тотчас, схватившись с места, бежал и скрылся где-то в укрепленном здании. Воинам он приказал схватить Аполлинария, заключить в темницу, забить его ноги в колодки и не давать ему ни пищи, ни питья, чтобы он умер, изнемогая от голода и жажды. Но Бог, насыщающий всех, не покинул Своего раба, а послал Ангела подкрепить святаго, когда он взалкал, и Ангел Божий пришел в темницу видимо, так что темничные стражи смотрели на него, и принес узнику Христову пищу и питие, которые тот взял и, вкусив, подкрепился и благодарил Бога. Спустя четыре дня Мессалин, услышав что учитель христианский Аполлинарий еще жив в темнице, приказал заковать его в тяжелые железные оковы, тайно посадить на корабль и отправить в заточение. С ним пошли и три клирика, не желая расстаться со своим отцом и учителем, и пустились в плавание.

Через несколько дней неожиданно поднялась сильная буря, и море жестоко взволновалось, корабль разбился от напора волн и все утонули; уцелел только святый Аполлинарий с тремя клириками и два воина с ними; хранимые Богом, они приплыли невредимыми к берегу; железные же оковы, в которых святый


  1. Геенна — греч. γέεννα — место вечных мучений (Еванг. от Матф., 10, 28). Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха сожигались дети (3 Кн. Цар., 11, 7; 4 Кн. Цар., 16, 3—4). Царь Иосия отменил ужасный и богопреступный обычай такого жертвоприношения; после этого в долину Енном стали сваливаться трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота; для уничтожения смрада и заразы всё это предавалось огню. Отсюда и выражение геенна огненная (Еванг. от Матф., 5, 22, 29; 18, 9; Марка, 9, 47), геенна огнь неугасающий (Еванг. от Марка, 9, 43, 45).