Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Май.djvu/630

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
631
Житие равноапостольных Константина и Елены

женцы последнего — «донатисты», сблизившись с «новацианами»[1], утверждали, что только они составляют Церковь Христову и в исступленном фанатизме не стеснялись возводить клеветы на своих противников, даже насильно отнимать у них храмы; дело доходило нередко до кровопролития между враждующими сторонами. Для примирения их и рассмотрения их взаимных жалоб Константин сначала посылал в Карфаген своего «любимого и уважаемого» епископа Осию[2], поручая ему в то же время раздать денежную помощь тамошним бедствующим христианам[3]; потом по именному приказанию императора по делу донатистов собраны были два Собора: малый — в Риме и «из многих епископов разных мест» — в Арелате[4]. Суд, произнесенный на непокойных раскольников этими Соборами, подтвержден был наконец в Милане в 316 году под личным председательством Константина, и дело, по-видимому, уладилось.

Но чем более благочестивый царь знакомился с наличным положением христианства, тем менее оно оправдывало его идеальное представление о святом единстве чад Христовой Церкви. Дело донатистов, обеспокоившее Константина на первых шагах его царствования, имело значение не столько по существу, сколько по страстности борцов. В 323 году после победы над Ликинием, сделавшись единовластителем всей империи, Константин шел на Восток, проникнутый искренним желанием перестроить всё государство заново, на лучших, более твердых, началах. В своих планах он первое место отводил христианской Церкви, которая, по его мысли, должна была духовно объединить политически сплоченную мировую империю. Но там, на Востоке, его постигло разочарование более жестокое, чем на Западе. Он прибыл сюда в такое время, когда споры, возбужденные ересью Ария[5], ничем не сдерживаемые, достигли край-


  1. Новациане учили, что падших во время гонений и вообще согрешающих тяжко — «смертно» нужно принимать в общение с Церковию не через покаяние, а чрез повторное Крещение.
  2. Осия — родом из Испании, епископствовавший более 60-ти лет, в Диоклетианово гонение прославился как исповедник за Христа. Он был епископом Кордубы. Император Константин призвал его к своему двору и окружил его любовию и доверием. В христианском обществе тогда широко было распространено мнение о сильном влиянии на Константина этого любимого им советника (Церк. Ист. Сократа 1, 7).
  3. Евсевий, Церковная История, Кн. Х, 6.
  4. Там же, Кн. Х, 5.
  5. Арий богохульно учил, что Иисус Христос не есть Бог вечный и безначальный, что Он не единосущен Отцу и есть Его творение, — было время, когда Его не было. Арий получил богословское образование в Антиохии в школе мученика Лукиана;