Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Ноябрь.djvu/682

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
684
День двадцать четвертый

пострадать за Него и получить венец победы в преславном Царствии Его, со всеми святыми.

Сказав это, Ангел сделался невидим. Он же, придя в себя, начал благодарить Бога и вспомнил о христианской вере, о которой слышал от деда и от своего отца. Отец его, по имени Гордиан, состоя воином в том же полку, в котором впоследствии числился и он, часто говорил:

— Блажен, кто состоит воином Царя Небесного, потому что получит от Него награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь сотворил Словом всяческая, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.

Вспоминая эти слова своего отца и размышляя умом о явлении Ангела, Меркурий умилился сердцем и начал плакать и рыдать, говоря:

— Увы мне грешному! Будучи как бы ветвью зеленого дерева, я засох, — не имея ныне корня познания Бога[1].

Когда он так говорил с рыданиями, царские слуги пришли звать Меркурия к царю на некоторое совещание. Меркурий отказался, сказавшись больным, и царь отложил совещание на другой день, ибо не хотел совещаться без Меркурия ни о чем, — так он любил и почитал его. Поутру, пригласив с почетом к себе Меркурия, царь совещался с ним о том, что относилось к пользе римского царства. По окончании совещания царь сказал Меркурию:

— Пойдемте вместе в храм Артемиды[2], чтобы принести жертвы ей.

Святый, тайно уклонившись от царя, пошел в свое жилище. Некто же из вельмож оклеветал его пред царем, говоря:

— Великий царь, непобедимый победитель, избранный богами для обладания царством! Благоволи с кротостию выслушать меня. Тот, который получил почести от вашей царской десницы, которого ваша держава прославила и возвеличила, — вот, он не пришел в храм великой богини принести жертву за вашу державу.


  1. Образ речи заимствован из Евангелия (ср.: Еванг.: от Луки, гл. 23, ст. 31; от Иоан., гл. 15, ст. 1—6). В этих словах святый Меркурий выражает ту мысль, что хотя отец его был христианином, сам он оставался, однако же, до сих пор язычником, не заботившимся о просвещении христианскою верою.
  2. Об Артемиде см. стр. 675, примеч. 1.