Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Сентябрь.djvu/428

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
428
День двадцать первый

реписчика его сочинений. Святый Димитрий начал рассказывать ему о своей жизни, как он проводил ее в юности и в совершеннолетнем возрасте, как молился Богу и Пречистой Его Матери и всем угодникам, и сказал:

— И вы, дети, молитесь так же.

Потом благословил певчего и, провожая его из келлии, поклонился ему едва не до земли и благодарил его за усердие в переписке.

Видя, что архипастырь так смиренно и необычно провожает его и так ему низко кланяется, певчий содрогнулся и с благоговением сказал:

— Мне ли, владыко святый, последнейшему рабу твоему, ты так кланяешься?

На сие святитель с тою же кротостию отвечал:

— Благодарю тебя, чадо!

Певчий горько заплакал и удалился. После сего святый Димитрий приказал служителям разойтись по своим местам, а сам заключился в особенную комнату, как бы желая отдохнуть, и наедине предался усердной молитве к Богу. Утром служители вошли в сию комнату и нашли святителя скончавшимся на коленях, в положении молящегося. Так молитва, услаждавшая жизнь святителя, сопровождала его и к смерти.

Честно́е тело почившего святителя было облечено в архиерейские одежды, им самим приготовленные[1], и в тот же день перенесено в домовую церковь. Во гробе под голову и под все тело были постланы, по завещанию святаго Димитрия, его черновые бумаги. Немедленно весть о преставлении святителя разнеслась по всему Ростову. К гробу его стеклось множество народа, искренно плакавшего о неоценимой потере своего возлюбленного пастыря и учителя. В тот же день прибыла в Ростов царица Параскева Феодоровна с дочерьми своими, царевнами Екатериною, Параскевою и Анною (будущею царицею) Иоанновнами. Не застав в живых святителя, как он сам то предсказывал, она много плакала, что не удостоилась принять от него благословение, и повелела отслужить соборне панихиду.


  1. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из сих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах.