Страница:История Литовского государства до Люблинской унии (1921).pdf/12

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

нападать и на другие русские области. Усиление княжества было необходимо для борьбы с Ливонским орденом, а внутреннее состояние русских областей вполне благоприятствовало тенденциям литовской политики: русские князья были ослаблены и разорены татарским нашествием; они сами естественно тянули к такому центру, который мог стать на их защиту. Внутри их самих взяли верх центробежные силы, что значительно парализовало возможность активного сопротивления с их стороны. Старые враги, галицко-волынские князья, были заняты внутренними усобицами и не могли противодействовать активной политике Мендовга: столь опасный раньше Полоцк был занят домашними спорами, разрушившими старое единство земли и естественно ее ослабившими. Что касается немцев, то по отношению к ним у Мендовга, конечно, не могло быть никакой определенной политики. Большею частью он держался оборонительной тактики, изредка переходя в паступление, кончавшееся, в конце концов, печально для Мендовга. Его политика - политика ухищрений, мирных договоров, мелких войн, принятия христиан ства и отступления от него.

Итоги политики.

Наступательная политика Мендовга скоро дала весьма существенные результаты. К 50 годам ХІІІ века была присо единена Полоцкая земля, куда Мендовг послал князем своего племянника Товтивилла: была попытка завоевать Смоленскую землю, по внутренне единая-она была слишком сильна, чтобы молодое, еще неокрепшее военное государство могло ее покорить.

Протест князей.

Объединительная политика Мендовга вызвала естественный протест со стороны группы литовских князей, очевидно, не желавших превращаться в подручников великого князя. Недовольные составили заговор и убили Мендовга (1263). Конечно, с его смертью объединительной политике был нанесен весьма существенный удар, и возникшие тогда усобицы на время, конечно, задержали политический рост Литвы и значительно расшатали только-что народившееся государство. Однако, внешнее положение Литвы оставалось старым: опасность паробощения не только не ослабела, а даже усилилась, благодаря победе в самой Литве центробежных сил. Все это и должно было, в конце концов, толкнуть литовских князей на путь объединительной политики, которая, собственно, отчасти соответствовала и материальным выгодам князьков, так как опасность разорения и нападения значительно уменьшилась.

Более активное и с этого момента непрерывное расширение территории начинается со времен Гедимина (1315 1341).