Перейти к содержанию

Страница:История Литовского государства до Люблинской унии (1921).pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

с старинным врагом Литвы — Ливонским орденом. Тогда Кейстут захватывает Вильно и прогоняет своего племянника. Между дядей и племянником возгорелась борьба. Удельные князья стали на сторону Кейстута, часть на сторону Ягайлы. Поэтому, когда Кейстут был убит, и Ягайла вокняжился в Вильне, - произошло перераспределение княжеств между князьями. Ягайла соединил в своих руках Витебск, Минск, Мстислав и Новгород, не говоря о собственно Литовской земле и Жмуди. Многие из князей были изгнаны. Витовт лишился отцовского удела, часть которого, Городенскую и Берестейскую землю, получил только впоследствии. Троицкое же княжество было отдано Скиргайле Ольгердовичу.

Междукняжеские отношения.

Таким образом, в преемстве великокняжеского стола нельзя подметить никакого определенного порядка, никакой системы. Престол обыкновенно доставался в руки сильнейшего князья. Литовское государство представляло из себя ряд отдельных княжений, подчиненных великому князю: в руках последняго находилась довольно большая территория, составлявшая его удел, который он постоянно пытался увеличить. Размеры этого удела давали великому князю средства держать в подчинении себе удельных князей. Отношения последних к великому князю определялись в княжеских договорах и грамотах, и фактически все сводилось к обещаниям верной службы и военной помощи, когда последняя понадобится от них. Гедиминовичи не церемонились с удельными князьями, произвольно лишая то тех, то других их владений, присоединяя последние к своей вотчине и превращая князей в высший разряд землевладельческого класса в Литве. Окончательный удар удельному правопорядку был нанесен великим князем Витовтом.

Разрушение удельного строя. Витовт.

В 1836 году совершилось для Литвы событие первостепенной важности. Великий князь Ягайла заключил унию с Польшей. Уния была встречена собственно в Литве враждебно, в особенности в среде литовского боярства. Выразителем мнений и желаний последнего явился сын Кейстута, Витовт, которому удалось утвердиться на литовском великокняжеском столе и договорами определить свои отношения к Польше. Все государствование Витовта сводится к упорной и продолжительной борьбе с удельными князьями, а внешнее положение Литвы - борьба на три фронта с поляками, немцами и Москвой - требовало более сильной государственной власти, что и определило разрушение удельного строя. К тому же Витовт, выступая как представитель национальной независимости Литвы, не встретил в этом отношении поддержки со стороны удельных князей, для которых отдаленность Ягайлы, жившего в Польше, более соответствовала их реальным инте