Страница:История Литовского государства до Люблинской унии (1921).pdf/24

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ство, конечно, об этом не думало, рассматривая создавшиеся отношения между Литвой и Польшей, как личную унию, а об отказе от своей национальной самобытности не могло быть и речи.

Островское соглашение.

Выразителем охватившего страну негодования явился Витовт, вступивший в борьбу с Ягайлой за национальную независимость Литвы. Боярство его усиленно поддерживало, и это заставило Ягайлу пойти на уступки, в результате которых и явилось Островское соглашение 1392 года. Новая уния радикально расходилась с актом 1385 года. В ней нет упоминания об инкорпорации Литвы: Витовт признавался великим князем стола, „на котором сидел дядя Ольгерд и отец Кейстут". От Витовта потребовали только присягу „никогда не покидать королевы и короны польской". После смерти Витовта все его владения переходят к королю и его преемникам и короне Польской, за исключением части земель, отданных брату Сигизмунду и записанных жене в виде вена. Витовт, как великий князь, хотя и зависел от польского короля, как верховного господаря, но фактически его действия самостоятельны: он сгоняет удельных князей с их столов, принимает от них присягу, назначает на должности. Конечно, это было не то, о чем мечтала польская политическая мысль, по приходилось примириться, хотя и временно, с новым положением дела. Для литовцев условия Островского соглашения можно считать отчасти, приемлемыми: они гарантировали Литве автономный государственный режим и даже не без выгоды, так как обезсиленное княжество в лице Польши приобретало сильного союзника. В конце XIV века пошатнулось международное положение Витовта: его агрессивные действия против татар кончились крупной неудачей. На реке Ворскле (1399) литовцы были разбиты: гибель большой части военно-служилого класса ослабляла боевую готовность Витовта: к тому же среди удельных князей замечалось оппозиционное течение. Поляки нашли этот момент очень подходящим для возобновления переговоров об унии. Витовт, из чувствуя себя в состоянии противодействовать планам поляков, согласился подписать новый трактат об унии.

Уния 1401 г.

Условия унии несколько расходились с предшествовавшими трактатами, и хотя в некотором отношении были неприятны для национального самолюбия, но с этим пока пришлось примириться. В грамотах, выданных от имени Витовта, князей и бояр, давалось торжественное обещание помогать полякам во всех затруднительных обстоятельствах, заботиться об их интересах и после смерти Витовта не искать никакого государя, помимо польского короля. Такие же обязательства давали и поляки по отношению к Литве: в случае смерти