Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/375

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

благополучіемъ на кёльнской биржѣ. Другія бумаги тоже оказалось необходимымъ ввести на биржу, частью для того, чтобы удовлетворить прежде принятымъ обязательствамъ, частью же для того, чтобы доставить имъ ходъ на биржѣ, а черезъ это и доступъ въ банки для заклада. Такимъ образомъ были введены: бумаги гагенъ-грюнтальскаго желѣзнаго завода, по 110 (въ настоящее время онѣ стоятъ приблизительно на 80), бумаги Эгивейлерской рудокопни по 119—125, и бумаги общества Вильгельмине-Викторія по 190 (въ настоящее время стоятъ на 174).

Даже послѣ того, какъ кризисъ успѣлъ съ полною силою разразиться въ Америкѣ и Берлинѣ, мы читаемъ въ тѣхъ же газетахъ слѣдующій отчетъ за октябрь мѣсяцъ, отчетъ, факты котораго достойнымъ образомъ завершаютъ періодъ безумныхъ спекуляцій; „Послѣ того, какъ въ первыхъ числахъ октября возникло нѣсколько акціонерныхъ обществъ одно за другимъ, мы тогда же высказали опасеніе, что этотъ мѣсяцъ превратится въ періодъ учредительской горячки, какъ бы несообразна ни казалась подобная мысль въ данную минуту. До такой крайности, правда, дѣло не дошло, но все же октябрь мѣсяцъ подарилъ насъ 13-ю вновь учрежденными предпріятіями съ капиталомъ въ 7¾ милліоновъ. Въ такое время, когда только и рѣчи, что о ликвидаціи существующихъ предпріятій, когда всѣ усилія сосредоточены на облегченіи фондоваго рынка отъ обременяющихъ его бумагъ, цифра эта далеко превосходитъ размѣры того, что̀ можетъ быть оправдываемо обстоятельствами, и трудно понять, съ какою цѣлью задуманы всѣ эти новыя предпріятія. Положимъ, что въ ближайшемъ будущемъ никто и не думаетъ пускать акціи этихъ новыхъ обществъ на рынокъ, — но все же одно существованіе ихъ является постоянною угрозою для будущаго“.

Ни одинъ изъ предшествующихъ кризисовъ еще не сопровождался такими крайностями. Если мы припомнимъ, что какъ разъ въ это же время Америка заключила въ Европѣ колоссальный заемъ, если мы при этомъ примемъ въ оображеніе, что большія англійскія колоніи и многія другія государства не ключены въ вышеприведенные перечни предпріятій, и что, вообще, данныя, собранныя частнымъ путемъ, неизбѣжно должны страдать неполнотою, — то мы придемъ къ слѣдующему результату: въ періодъ времени, обнимающій 2½ года, учредительство поглотило капиталъ, составлявшій около сорока милліардовъ франковъ. Хотя мы и не имѣемъ точныхъ статистическихъ данныхъ о количествѣ сбереженій, сдѣланныхъ за этотъ же періодъ времени, но все же не подлежитъ сомнѣнію, что вышеприведенная колоссальная сумма далеко превосходитъ излишекъ, остававшіися отъ производства, и что выступившая реакція была лишь необходимымъ экономическимъ послѣдствіемъ тѣхъ фикцій, отвѣтственность за которыя въ равной мѣрѣ распредѣляется между всѣми капиталистами Европы. Заблужденія духа предпріимчивости, который перецѣнивалъ

Тот же текст в современной орфографии

благополучием на кельнской бирже. Другие бумаги тоже оказалось необходимым ввести на биржу, частью для того, чтобы удовлетворить прежде принятым обязательствам, частью же для того, чтобы доставить им ход на бирже, а через это и доступ в банки для заклада. Таким образом были введены: бумаги гаген-грюнтальского железного завода, по 110 (в настоящее время они стоят приблизительно на 80), бумаги Эгивейлерской рудокопни по 119—125, и бумаги общества Вильгельмине-Виктория по 190 (в настоящее время стоят на 174).

Даже после того как кризис успел с полною силою разразиться в Америке и Берлине, мы читаем в тех же газетах следующий отчет за октябрь месяц, отчет, факты которого достойным образом завершают период безумных спекуляций: «После того как в первых числах октября возникло несколько акционерных обществ одно за другим, мы тогда же высказали опасение, что этот месяц превратится в период учредительской горячки, как бы несообразна ни казалась подобная мысль в данную минуту. До такой крайности, правда, дело не дошло, но все же октябрь месяц подарил нас тринадцатью вновь учрежденными предприятиями с капиталом в 7,75 миллионов. В такое время, когда только и речи, что о ликвидации существующих предприятий, когда все усилия сосредоточены на облегчении фондового рынка от обременяющих его бумаг, цифра эта далеко превосходит размеры того, что может быть оправдываемо обстоятельствами, и трудно понять, с какою целью задуманы все эти новые предприятия. Положим, что в ближайшем будущем никто и не думает пускать акции этих новых обществ на рынок, но все же одно существование их является постоянною угрозою для будущего».

Ни один из предшествующих кризисов еще не сопровождался такими крайностями. Если мы припомним, что как раз в это же время Америка заключила в Европе колоссальный заем, если мы при этом примем в соображение, что большие английские колонии и многие другие государства не включены в вышеприведенные перечни предприятий, и что вообще данные, собранные частным путем, неизбежно должны страдать неполнотою, то мы придем к следующему результату: в период времени, обнимающий 2,5 года, учредительство поглотило капитал, составлявший около сорока миллиардов франков. Хотя мы и не имеем точных статистических данных о количестве сбережений, сделанных за этот же период времени, но все же не подлежит сомнению, что вышеприведенная колоссальная сумма далеко превосходит излишек, остававшийся от производства, и что выступившая реакция была лишь необходимым экономическим последствием тех фикций, ответственность за которые в равной мере распределяется между всеми капиталистами Европы. Заблуждения духа предприимчивости, который переоценивал