Страница:Красный библиотекарь (журнал), 1923, № 1.pdf/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ров и ученых, до ответственных партийных и советских работников включительно.

Очистка нужна и в этих библиотеках, но очистка иного рода. Нужно, чтобы в общем запас книг состоял из книг разнообразных, различных по ценности, по доступности, по направлению, но более или менее интересных, живых, не устарелых, не сухо-специальных. Книги „почти никем не спрашиваемые“ — вот какие книги следует из городских библиотек удалить в архивы больших книгохранилищ и в центральные библиотеки; удалить, чтобы они не занимали место и не мешали в живой работе с живыми читателями.

Но эти живые читатели в большой библиотеке —не то, что в маленькой. Здесь неуместно ограничение подбора книг тем, что мы рекомендуем, тем, что мы считаем нужным и интересным. Активному, сознательному, не менее нас, быть-может, образованному человеку мы не скажем: „эту книгу мы не рекомендуем, и потому ее нет в библиотеке“; а если так скажем, то можем получить ответ: „а я ее рекомендую“, — или, вернее, читатель нам скажет: „несмотря на недостатки этой книги, она мне интересна некоторыми своими сторонами, нужна некоторыми частностями“. И потому книги, не рекомендуемые нами, но могущие в каком-либо отношении быть интересными серьезному, активному читателю, непременно должны остаться в общей городской библиотеке. Фактически такие книги в ней будут даже количественно преобладать, потому что книг, вполне заслуживающих нашей рекомендации, слишком мало на свете.

Многих смущает такой вопрос: городской библиотекой пользуются все же не только эти сознательные и серьезные читатели; в нее может притти и „рядовой“ читатель — рабочий, мелкий служащий, молодежь; как же достичь, чтобы они не читали ненужных им книг, а читали бы рекомендуемые?

Подобная же задача смущала и царское правительство, которое тоже желало, чтобы рабочие, крестьяне и молодые читатели читали только рекомендуемые книги (при чем, понятно, подбор рекомендуемых книг был мало похож на наш). До революции 1905 года существовал порядок, по которому в народных библиотеках можно было держать только книги, вошедшие в особые рекомендательные каталоги (эти каталоги составлялись, при участии святейшего синода, министерством народного просвещения). Но эти ограничительные каталоги были, понятно, неприменимы для городских публичных библиотек: ведь публичными библиотеками пользовалась „интеллигенция“, пользовались и сами чиновники. Как же быть, если рабочий или гимназист пойдет в публичную библиотеку? Решение было принято самое простое: „не пускать“. Загородкой для рабочих и крестьян была поставлена плата за чтение: публичным библиотекам было оффициально запрещено выдавать книги бесплатно или за слишком низкую плату. Для учащейся молодежи — прямой запрет: публичным библиотекам было запрещено даже и за плату выдавать книги учащимся низших и средних учебных заведений.

Мы иначе решим этот вопрос. Мы постараемся в городских библиотеках развивать рекомендацию книг (стенные „плакаты“, рекомендательные