Страница:Народоведение. Том I (Ратцель, 1904).djvu/195

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


душъ, и къ сѣверо-западу обращены всѣ мѣста, откуда души отправляются въ загробный міръ, т. е. отплываютъ туда.

Изъ этихъ безчисленныхъ, вызывавшихся различными причинами переселеній и выселеній одна группа выдѣляется по особому распространенію своихъ этнографическихъ вліяній, а именно, та группа, которая заняла область между Новой Зеландіей и Гавайей, между Фиджи и островомъ Пасхи, замѣчательно сходнымъ населеніемъ; это служитъ лишь однимъ изъ доказательствъ стремленія къ переселеніямъ въ центральной части Тихаго океана. Совершенно несправедливо это выставляется единичнымъ событіемъ, или даже исключеніемъ, тогда какъ скорѣе это является правиломъ; на самомъ дѣлѣ, эти народы не знали покоя, а переселялись и на ближніе, и дальніе острова, колонизируя ихъ сознательно и намѣренно, какъ нѣкогда финикіяне и греки. Во всякомъ случаѣ, этотъ рядъ послѣднихъ большихъ переселеній и колонизацій составляетъ единственный фактъ такого рода на той ступени культурнаго развитія, которую называютъ „каменнымъ вѣкомъ“. Вслѣдствіе того, его не совсѣмъ легко объяснить, такъ какъ мы не имѣемъ возможности сравнить его съ другими проявленіями дѣятельности подобнаго рода. Пространство, вызванное къ жизни этой колонизаціей, значительно превосходитъ царство Александра или римлянъ. Въ области завладѣнія большимъ пространствомъ это — величайшій подвигъ до открытія Америки.

Сперва тѣсная лингвистическая связь океанійцевъ вызывала удивленіе. Точно также нельзя было не замѣтить общаго этнографическаго сходства между ними; въ немъ трудно было только найти мѣрило для опредѣленія степени родства, и еще труднѣе — для опредѣленія отдаленности во времени. Безъ сомнѣнія, отъ Новой Гвинеи до о. Пасхи и отъ Н. Зеландіи до Гавайи мы видимъ въ сущности одну и ту же культуру; особая вѣтвь ея развилась въ болѣе тѣсной области Полинезіи. Менѣе равномѣрно распредѣлены элементы этой культуры по островамъ. Нельзя отрицать возможности, что болѣе тѣсныя родственныя отношенія обозначаются распространеніемъ опредѣленныхъ предметовъ; но до сихъ поръ еще не нашли настоящаго пути для распознанія ихъ, въ особенности, если мы примемъ Новую Зеландію за исходную точку полинезійскихъ переселеній. На самомъ дѣлѣ, распространеніе нѣкоторыхъ видовъ оружія, на которомъ прежде всего основана эта гипотеза, повсюду такъ неравномѣрно и прихотливо, что на него нельзя опираться для какихъ-либо болѣе широкихъ заключеній. То обстоятельство, что въ Новой Зеландіи мы, повидимому, находимъ родину миѳа Мауи, что званіе арики присвоивается здѣсь жрецамъ, а въ остальной Полинезіи — свѣтскимъ начальникамъ, и что мѣстомъ происхожденія вещей изъ нефрита, разсѣянныхъ по всей Полинезіи, могла быть только Новая Зеландія, — все это еще не можетъ считаться фактами, на которыхъ могли-бы основываться дальнѣйшія заключенія въ пользу признанія Новой Зеландіи исходнымъ пунктомъ.

Только на основаніи преданій создалось мнѣніе большинства знатоковъ этого предмета, что не одни новозеландцы прибыли въ свои нынѣшнія мѣста обитанія изъ какой либо части южной экваторіальной Полинезіи. У маорисовъ есть преданіе, что они прибыли на нынѣшніе острова изъ мѣста Гаваики; они, повидимому, различаютъ болѣе крупный и болѣе мелкій, или близкій и отдаленный Гаваики. „Сѣмя нашего прибытія — съ Гаваики, сѣмя пищи, сѣмя человѣка“. Это названіе Гаваики напоминаетъ множество полинезійекихъ мѣстныхъ названій: Савайи въ Самоанской группѣ, Гавайи — въ группѣ того-же имени, Гапайи въ группѣ Тонго, Гевава на Маркизскихъ островахъ и т. д. Наибольшая вѣроятность говоритъ за Савайи, одинъ изъ острововъ Самоа или Мореплавателей, который, подобно Гавайи, образуетъ исходный пунктъ для переселенія въ

Тот же текст в современной орфографии

душ, и к северо-западу обращены все места, откуда души отправляются в загробный мир, т. е. отплывают туда.


Из этих бесчисленных, вызывавшихся различными причинами переселений и выселений одна группа выделяется по особому распространению своих этнографических влияний, а именно, та группа, которая заняла область между Новой Зеландией и Гавайей, между Фиджи и островом Пасхи, замечательно сходным населением; это служит лишь одним из доказательств стремления к переселениям в центральной части Тихого океана. Совершенно несправедливо это выставляется единичным событием, или даже исключением, тогда как скорее это является правилом; на самом деле, эти народы не знали покоя, а переселялись и на ближние, и дальние острова, колонизируя их сознательно и намеренно, как некогда финикияне и греки. Во всяком случае, этот ряд последних больших переселений и колонизаций составляет единственный факт такого рода на той ступени культурного развития, которую называют «каменным веком». Вследствие того, его не совсем легко объяснить, так как мы не имеем возможности сравнить его с другими проявлениями деятельности подобного рода. Пространство, вызванное к жизни этой колонизацией, значительно превосходит царство Александра или римлян. В области завладения большим пространством это — величайший подвиг до открытия Америки.

Сперва тесная лингвистическая связь океанийцев вызывала удивление. Точно также нельзя было не заметить общего этнографического сходства между ними; в нём трудно было только найти мерило для определения степени родства, и ещё труднее — для определения отдалённости во времени. Без сомнения, от Новой Гвинеи до о. Пасхи и от Н. Зеландии до Гавайи мы видим в сущности одну и ту же культуру; особая ветвь её развилась в более тесной области Полинезии. Менее равномерно распределены элементы этой культуры по островам. Нельзя отрицать возможности, что более тесные родственные отношения обозначаются распространением определённых предметов; но до сих пор ещё не нашли настоящего пути для распознания их, в особенности, если мы примем Новую Зеландию за исходную точку полинезийских переселений. На самом деле, распространение некоторых видов оружия, на котором прежде всего основана эта гипотеза, повсюду так неравномерно и прихотливо, что на него нельзя опираться для каких-либо более широких заключений. То обстоятельство, что в Новой Зеландии мы, по-видимому, находим родину мифа Мауи, что звание арики присваивается здесь жрецам, а в остальной Полинезии — светским начальникам, и что местом происхождения вещей из нефрита, рассеянных по всей Полинезии, могла быть только Новая Зеландия, — всё это ещё не может считаться фактами, на которых могли бы основываться дальнейшие заключения в пользу признания Новой Зеландии исходным пунктом.

Только на основании преданий создалось мнение большинства знатоков этого предмета, что не одни новозеландцы прибыли в свои нынешние места обитания из какой либо части южной экваториальной Полинезии. У маорисов есть предание, что они прибыли на нынешние острова из места Гаваики; они, по-видимому, различают более крупный и более мелкий, или близкий и отдаленный Гаваики. «Семя нашего прибытия — с Гаваики, семя пищи, семя человека». Это название Гаваики напоминает множество полинезийеких местных названий: Савайи в Самоанской группе, Гавайи — в группе того же имени, Гапайи в группе Тонго, Гевава на Маркизских островах и т. д. Наибольшая вероятность говорит за Савайи, один из островов Самоа или Мореплавателей, который, подобно Гавайи, образует исходный пункт для переселения в