Страница:Падение царского режима. Том 6.pdf/218

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


состоялось, что состоялось назначение сенатором, но без сохранения должности им товарища министра.

Председатель. — Что же, он сообщил вам это, как инициативу монарха в этом решении?

Нератов. — Объяснения он мне не дал, и я не спрашивал.

Председатель. — При Сазонове или при другом министре допускали ли вы возможность случая, когда вы доводите до сведения министра иностранных дел и вам сообщают, так сказать, неверные сведения. Ведь вы изволили доложить министру иностранных дел, что обнаруживается некоторое беспокойство в посольстве по поводу предполагаемого назначения?

Нератов. — Я больше говорил от себя, что я нахожу, что это вызовет беспокойство. Я не хотел выступления посольства, как инициатора такого запроса, но так как мое собственное убеждение было совершенно такое же, то я просто от своего лично имени обратил на этот вопрос внимание министра.

Председатель. — Но такой факт немыслим был бы, скажем, при Сазонове?

Нератов. — Чтобы мне министр не сказал в действительности то, что есть? Конечно, нет.

Председатель. — Мало того, но сказал бы обратное?

Нератов. — Нет.

Председатель. — Вам не приходилось от кого-либо из лиц, причастных к представительству дружественных с Россией держав, слышать указание на то, что с назначением Штюрмера замечается некоторое странное усиление осведомленности представителей держав, нам враждебных, в русских военных делах?

Нератов. — Такие предположения, что не создается ли большая агентура у нас, высказывались, но так как при этом данных фактических не приводилось, то я ограничивался только словесными запросами и словесными заявлениями.

Председатель. — Штюрмер пробыл у власти, как министр иностранных дел, меньше 4 месяцев?

Нератов. — Да, с 7 июля по 10 ноября.

Председатель. — Не замечали ли вы таких мелких штрихов в деятельности или личности министра иностранных дел, которые были бы неприятны для министерства и совершенно недопустимы для министра? Например, не возникал ли вопрос, в связи с отъездом Штюрмера из квартиры, полагающейся министру иностранных дел, о том, что некоторые предметы были Штюрмером взяты с собой?

Нератов. — Мне помнится, что директор хозяйственного департамента говорил, что после отъезда Штюрмера некоторые вещи должны быть разысканы, потому что они не оказались налицо. Но мне припоминается, что все это установлено.