Страница:Русский биографический словарь. Том 9 (1903).djvu/646

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


подъ Краснымъ и вообще въ Смоленской губерніи, повелѣвъ ему именоваться Смоленскимъ; были даны соотвѣтственныя награды и его сподвижникамъ.

Вступая въ Бѣлоруссію, Кутузовъ отдалъ по арміи приказъ, въ которомъ воспретилъ ввѣреннымъ ему арміямъ «всякій духъ мщенія и нареканія въ чемъ либо жителямъ Бѣлорусскимъ, тѣмъ паче причиненіе имъ обидъ и притѣсненій». За это Государь выразилъ ему благодарность особымъ рескриптомъ.

Между тѣмъ Чичаговъ, исполняя планъ императора Александра, 25 октября прибылъ въ Слонимъ и узналъ здѣсь объ отступленіи французовъ изъ Москвы, о взятіи Витгенштейномъ Полоцка и о нѣкоторыхъ другихъ нашихъ успѣхахъ. Выступивъ затѣмъ изъ Слонима, онъ сосредоточилъ свои главныя силы 5 ноября въ Минскѣ, который былъ занятъ наканунѣ съ боя его авангардомъ. Такимъ образомъ одна изъ промежуточныхъ базъ Наполеона оказалась въ нашихъ рукахъ. Витгенштейнъ 19 октярбя атаковалъ Виктора и Удино у Чашниковъ и, послѣ нерѣшительнаго боя, остановился здѣсь на крѣпкой позиціи за р. Улой. Наполеонъ приказалъ Виктору отбросить Витгенштейна за р. Двину. Исполненіе этого приказанія привело къ бою подъ Смолянцами 2 ноября, неуспѣшному для Виктора, который послѣ этого отошелъ къ Череѣ. Однако и Витгенштейну не удалось отрѣзать непріятельскія войска, дѣйствовавшія на Двинѣ, отъ арміи Наполеона и лишь слабый баварскій корпусъ былъ отброшенъ въ западномъ направленіи. Корпусъ Штейнгеля былъ присоединенъ къ арміи Витгенштейна. Такъ или иначе, 6 ноября арміи Чичагова и Витгенштейна стояли въ тылу Наполеона. Въ это время боевая сила его арміи не превосходила 23.000 штыковъ и 2.000 сабель при 30—40 орудіяхъ; число покинувшихъ ряды постоянно возростало; разстройство и этого остатка «великой арміи» быстро увеличивалось.

6 ноября Наполеонъ прибылъ въ Дубровну. Здѣсь онъ узналъ о пораженіи Виктора при Смолянцахъ и о занятіи Минска войсками Чичагова. Опасность угрожала Борисовскому тетъ-до-пону, обезпечивавшему переправу французской арміи черезъ Березину. Въ виду этого Наполеонъ приказалъ дивизіи Домбровскаго и корпусу Удино спѣшить къ Борисову для обороны переправы у этого пункта; 8 самъ онъ выступилъ съ гвардіею изъ Орши, которая была очищена послѣдними его войсками 9 ноября. Затѣмъ французская армія, уничтоживъ переправы на Днѣпрѣ, дабы замедлить движеніе Кутузова, продолжала движеніе къ Борисову. Кутузовъ съ главными силами арміи 7 ноября оставался въ ближайшихъ окрестностяхъ Краснаго. Здѣсь, въ Добромъ, онъ получилъ рескриптъ Государя, которому англійскій генералъ Вильсонъ, состоявшій при главной квартирѣ Кутузова, постоянно жаловался на вялость и нерѣшительность его дѣйствій. Государь выражалъ опасеніе, что Наполеонъ, выигравъ нѣсколько переходовъ, успѣетъ соединиться съ Викторомъ и разбить Витгенштейна, причемъ писалъ фельдмаршалу: «Напоминаю вамъ, что всѣ несчастья, изъ того произойти могущія, останутся на личной вашей отвѣтственности». Въ виду этого Кутузовъ, считая болѣе вѣроятнымъ движеніе Наполеона на Минскъ, рѣшилъ идти на Копысъ; выступивъ затѣмъ изъ окрестностей Краснаго, онъ съ главными силами 9 прибылъ въ Ланенки; передовые же наши отряды дошли до линіи Днѣпра, отъ Шклова до Орши. 10 Кутузовъ получилъ донесеніе отъ Платова, что, подойдя наканунѣ къ Оршѣ, онъ обнаружилъ движеніе французской гвардіи на Коханово. Это указывало на движеніе Наполеона къ Борисову и должно было привести его къ встрѣчѣ съ Чичаговымъ. Тогда фельдмаршалъ отправилъ къ Чичагову флигель-адъютанта Орлова съ сообщеніемъ свѣдѣній о состояніи французской арміи и о своихъ распоряженіяхъ, въ силу коихъ Ермоловъ, находившійся между Дубровною и Оршею, долженъ былъ согласовать свои дѣйствія съ дѣйствіями Платова, шедшаго отъ Орши къ Коханову; Милорадовичъ долженъ былъ переправиться у Копыса, идти на Толочинъ, присоединить къ себѣ Ермолова и преслѣдовать противника съ тыла; самъ Кутузовъ, съ главными силами, предполагалъ продолжать параллельное преслѣдованіе, угрожая правому флангу французовъ, и идти черезъ Копысъ и Староселье на Нижнее Березино; наконецъ, всѣ партизанскіе отряды получили приказаніе предшествовать движенію Кутузова и дѣйствовать также противъ праваго фланга противника.

Между тѣмъ графъ Ламбертъ, съ аван-


Тот же текст в современной орфографии

под Красным и вообще в Смоленской губернии, повелев ему именоваться Смоленским; были даны соответственные награды и его сподвижникам.

Вступая в Белоруссию, Кутузов отдал по армии приказ, в котором воспретил вверенным ему армиям «всякий дух мщения и нарекания в чём-либо жителям Белорусским, тем паче причинение им обид и притеснений». За это Государь выразил ему благодарность особым рескриптом.

Между тем Чичагов, исполняя план императора Александра, 25 октября прибыл в Слоним и узнал здесь об отступлении французов из Москвы, о взятии Витгенштейном Полоцка и о некоторых других наших успехах. Выступив затем из Слонима, он сосредоточил свои главные силы 5 ноября в Минске, который был занят накануне с боя его авангардом. Таким образом одна из промежуточных баз Наполеона оказалась в наших руках. Витгенштейн 19 октября атаковал Виктора и Удино у Чашников и, после нерешительного боя, остановился здесь на крепкой позиции за р. Улой. Наполеон приказал Виктору отбросить Витгенштейна за р. Двину. Исполнение этого приказания привело к бою под Смолянцами 2 ноября, неуспешному для Виктора, который после этого отошёл к Черее. Однако и Витгенштейну не удалось отрезать неприятельские войска, действовавшие на Двине, от армии Наполеона и лишь слабый баварский корпус был отброшен в западном направлении. Корпус Штейнгеля был присоединён к армии Витгенштейна. Так или иначе, 6 ноября армии Чичагова и Витгенштейна стояли в тылу Наполеона. В это время боевая сила его армии не превосходила 23.000 штыков и 2.000 сабель при 30—40 орудиях; число покинувших ряды постоянно возрастало; расстройство и этого остатка «великой армии» быстро увеличивалось.

6 ноября Наполеон прибыл в Дубровну. Здесь он узнал о поражении Виктора при Смолянцах и о занятии Минска войсками Чичагова. Опасность угрожала Борисовскому тет-до-пону, обеспечивавшему переправу французской армии через Березину. Ввиду этого Наполеон приказал дивизии Домбровского и корпусу Удино спешить к Борисову для обороны переправы у этого пункта; 8 сам он выступил с гвардиею из Орши, которая была очищена последними его войсками 9 ноября. Затем французская армия, уничтожив переправы на Днепре, дабы замедлить движение Кутузова, продолжала движение к Борисову. Кутузов с главными силами армии 7 ноября оставался в ближайших окрестностях Красного. Здесь, в Добром, он получил рескрипт Государя, которому английский генерал Вильсон, состоявший при главной квартире Кутузова, постоянно жаловался на вялость и нерешительность его действий. Государь выражал опасение, что Наполеон, выиграв несколько переходов, успеет соединиться с Виктором и разбить Витгенштейна, причём писал фельдмаршалу: «Напоминаю вам, что все несчастья, из того произойти могущие, останутся на личной вашей ответственности». Ввиду этого Кутузов, считая более вероятным движение Наполеона на Минск, решил идти на Копыс; выступив затем из окрестностей Красного, он с главными силами 9 прибыл в Ланенки; передовые же наши отряды дошли до линии Днепра, от Шклова до Орши. 10 Кутузов получил донесение от Платова, что, подойдя накануне к Орше, он обнаружил движение французской гвардии на Коханово. Это указывало на движение Наполеона к Борисову и должно было привести его к встрече с Чичаговым. Тогда фельдмаршал отправил к Чичагову флигель-адъютанта Орлова с сообщением сведений о состоянии французской армии и о своих распоряжениях, в силу коих Ермолов, находившийся между Дубровною и Оршею, должен был согласовать свои действия с действиями Платова, шедшего от Орши к Коханову; Милорадович должен был переправиться у Копыса, идти на Толочин, присоединить к себе Ермолова и преследовать противника с тыла; сам Кутузов, с главными силами, предполагал продолжать параллельное преследование, угрожая правому флангу французов, и идти через Копыс и Староселье на Нижнее Березино; наконец, все партизанские отряды получили приказание предшествовать движению Кутузова и действовать также против правого фланга противника.

Между тем граф Ламберт, с аван-