Страница:Сементовский, А. М. - Белорусские древности (СПб., 1890).djvu/30

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


одиночныхъ кургана изъ коихъ одинъ съ значительнымъ углубленемъ по срединѣ, а другой съ круглой вершиной. Наконецъ недоѣзжая около версты до деревни Куьяновъ, все по той же лѣвой сторонѣ дорогѣ, въ чащѣ сосноваго жерденаго лѣса, на весьма явственномъ возвышенiи, мы нашли совершенно цѣльный курганъ, окружность коего равнѣется 72 аршинамъ. Должно думать что нахожденiе этого памятника старины въ чашѣ лѣса на глухой тропинкѣ, и его почтенные размѣры по служили ему защитой отъ расхищенiя.

Минувъ деревню Курьяны и следуя далѣе по теченiю р. Ушача къ Бононскому погосту, встречается среди вырубленнаго и частiю обращеннаго въ пашню и покосъ лѣса еще десять кургановъ, болѣе или менѣе раскопанныхъ и распаханныхъ.

Это послѣдняя, т. е. двѣнадцатая изъ извѣстныхъ намъ и болѣе или менѣе обслѣдованныхъ группъ полоцкихъ кургановъ.

Правда, мы слышали о существованiи еще тринадцатой группы кургановъ при дер. Колтунахъ, называемыхъ мѣстными жителями „старосвятскими концами“ но намъ не привелось обозрѣть ихъ.

Размѣры этихъ могилъ, только въ рѣдкихъ случаяхъ нами отмѣченныхъ, превышаютъ въ высоту 7 арш. а въ окружности 30 арш. Всѣ онѣ поросли, болѣе или менѣе, крупнымъ сосновымъ и частiю березовымъ (именно махировскiя) строевымъ и дровянымъ лѣсомъ, частiю уже срубленнымъ, высшiй возростъ коего, какъ напримѣръ на ситнянскихъ и обольскихъ могилахъ, можно считать 100 лѣтъ.

Относительно формы полоцкихъ могилъ, мы должны замѣтить, что онѣ почти всегда круглыя съ такими же вершинами; и только изрѣдка продолговатыя; въ числѣ 33 махировскихъ могилъ восемь, имѣютъ углубленiя сверху, и три почти совершенно раскопаны. Изъ донесенiя Махировскаго сельскаго управленiя видно, что осмотръ этихъ могилъ былъ произведенъ священннкомъ бѣльской церкви Селютинскимъ, будто бы нашедшимъ въ могилахъ однѣ лишь человѣческiя кости; это изслѣдованiе относится къ концу пятидесятыхъ годовъ. Попытокъ къ систематическому осмотру спасъ-юровичскихъ, дворжецкихъ, ситнянскихъ, обольтуницкихъ, песчанскихъ, бононьскихъ и руднянскихь кургановъ дѣлаемо не было. Личный нашъ осмотръ обнаружилъ лишь слѣды расхищенiя или случайный разрывъ могилъ какъ замѣчено при описанiи бононьскихъ.

Изъ одиноко лежащихъ могилъ, кромѣ вышеописанныхъ нами, одна находится на земляхъ махировскаго казеннаго имѣнiя, близь дер. Горовой, въ урочищѣ, называемомъ Чертовымъ болотомъ. Она замѣчательна по своимъ громаднымъ размѣрамъ, именно семисаженной высотой, при 200 саженяхъ въ окружности. Народъ утверждаетъ, что насыпь эта сдѣлана въ незапамятные годы воинствомъ, среди болотнаго неприступнаго мѣста; по этому ее, кажется, скорѣе должно причислить къ разряду городищъ или укрѣпленiй, чѣмъ къ разряду могилъ.

Но самый интересный изъ полоцкихъ кургановъ — это курганъ Рогнѣдинъ.

Народъ разсказываетъ, что будто бы этотъ курганъ насыпанъ надъ

Тот же текст в современной орфографии

одиночных кургана из коих один с значительным углубленем по средине, а другой с круглой вершиной. Наконец недоезжая около версты до деревни Куьянов, всё по той же левой стороне дороге, в чаще соснового жерденого леса, на весьма явственном возвышении, мы нашли совершенно цельный курган, окружность коего равнеется 72 аршинам. Должно думать что нахождение этого памятника старины в чаще леса на глухой тропинке, и его почтенные размеры по служили ему защитой от расхищения.

Минув деревню Курьяны и следуя далее по течению р. Ушача к Бононскому погосту, встречается среди вырубленного и частью обращенного в пашню и покос леса еще десять курганов, более или менее раскопанных и распаханных.

Это последняя, т. е. двенадцатая из известных нам и более или менее обследованных групп полоцких курганов.

Правда, мы слышали о существовании еще тринадцатой группы курганов при дер. Колтунах, называемых местными жителями „старосвятскими концами“ но нам не привелось обозреть их.

Размеры этих могил, только в редких случаях нами отмеченных, превышают в высоту 7 арш. а в окружности 30 арш. Все они поросли, более или менее, крупным сосновым и частью березовым (именно махировские) строевым и дровяным лесом, частью уже срубленным, высший возраст коего, как например на ситнянских и обольских могилах, можно считать 100 лет.

Относительно формы полоцких могил, мы должны заметить, что они почти всегда круглые с такими же вершинами; и только изредка продолговатые; в числе 33 махировских могил восемь, имеют углубления сверху, и три почти совершенно раскопаны. Из донесения Махировского сельского управления видно, что осмотр этих могил был произведен священннком бельской церкви Селютинским, будто бы нашедшим в могилах одни лишь человеческие кости; это исследование относится к концу пятидесятых годов. Попыток к систематическому осмотру спас-юровичских, дворжецких, ситнянских, обольтуницких, песчанских, бононьских и руднянскихь курганов делаемо не было. Личный наш осмотр обнаружил лишь следы расхищения или случайный разрыв могил как замечено при описании бононьских.

Из одиноко лежащих могил, кроме вышеописанных нами, одна находится на землях махировского казенного имения, близ дер. Горовой, в урочище, называемом Чертовым болотом. Она замечательна по своим громадным размерам, именно семисаженной высотой, при 200 саженях в окружности. Народ утверждает, что насыпь эта сделана в незапамятные годы воинством, среди болотного неприступного места; по этому ее, кажется, скорее должно причислить к разряду городищ или укреплений, чем к разряду могил.

Но самый интересный из полоцких курганов — это курган Рогнедин.

Народ рассказывает, что будто бы этот курган насыпан над