Страница:Сементовский, А. М. - Белорусские древности (СПб., 1890).djvu/34

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


сдѣлались уже легендарными. Такъ ученый Гаворскiй превратился въ кладоискателя Бугорскаго, въ уста коего народъ вложилъ слѣдующiе, будьтобы прочтенные имъ изъ какой-то старинной книги, помѣщику Обремпальскому слова о бездѣдовичскихъ курганахъ:

„Есть озеро большое — Крыжъ,
И малое — Медвѣжье ухо,
Подъ Ушачь рѣку.
Тамъ тридцать волотовокъ большихъ,
И тридцать волотовокъ меньшихъ
Въ большихъ — жолнеры да конѣ
А въ малыхъ рыцари въ бронѣ“.

Много, конечно, было попытокъ и состороны мѣстныхъ крестьянъ, въ особенности, когда пошла въ ходъ легенда о Говорскомъ, — проникнуть въ нѣдра могилъ; но результаты попытокъ этихъ хранятся въ тайнѣ. Однако жъ одинъ кладоискатель увидя случайно, мое собранiе древностей, подъ секретомъ, сказалъ мнѣ: что онъ и другое лицо, несколько разъ въ ночь противъ Ивана-Купала[1], искали въ бездѣдовичскихъ волотовкахъ кладъ и одинъ разъ нашли круглую вершковъ десять въ дiаметрѣ, совершенно перержавѣвшую бляху, въ родѣ сковороды, (не щитъ ли?) а другой разъ, на глубинѣ 1½ аршина ниже подошвы кургана, глиняный горшечекъ[2], совершенно подобный по формѣ и матерiалу находящемуся въ моемъ собранiи и найденному въ одномъ изъ кургановъ руднянской группы[3]. Обѣ находки кладоискатели сдѣлали при помощи щупа; при вырытiи вещей они находили много угля и перегорѣвшихъ костей.

Послѣднѣе изслѣдованiе бездѣдовичскихъ кургановъ было произведено при насъ.

Вотъ какъ въ свое время, оно описано въ Витебскихъ Губ. Вѣдомостяхъ. Седьмаго iюня 1884 года, я и мои сосѣди при участiи нѣкоторыхъ любителей старины, произвели раскопку одного изъ наибольшихъ, въ срединѣ группы лежащихъ кургановъ, находящагося близъ него вала, и наконецъ, докончили раскопку одиночнаго кургана на землѣ В. А. Дзедзеля, по пути въ имѣнiе Устье.

Въ первыхъ двухъ случаяхъ, снявъ слой дерна и песка, толщиной въ аршинъ, мы нашли консетрическiе, тонкiе, местами прерывающiеся, но ясно сохраняющiе въ своемъ направленiи круглую фигуру насыпи, слои бѣлой, слабо блестящей, на ощупь весьма мягкой земли съ примѣсью большею частiю совершенно разложившагося угля, остатки коего также сохранили блескъ, а при разстиранiи между пальцами нѣкоторую твердость; ясно, что этотъ уголь скорѣе животнаго, чѣмъ растительнаго происхожденiя.

Замѣчательно, что на первомъ курганѣ, на самой его срединѣ, на глубинѣ полуаршина отъ поверхности, мы нашли въ одной кучѣ, гарнца два, мелкихъ полуистлѣвшихъ кастей, между коими отличили остатки двухъ человѣческихъ колѣнныхъ чашекъ.

Въ единичномъ курганѣ на землѣ В. А. Дзедзеля, снятомъ въ уровень

  1. Ночь предъ 24 Iюнемъ — праздникомъ Рождества Iоанна Предтечи.
  2. Обломокъ дна этого сосуда, хранится нынѣ у меня. Ав.
  3. См. Описанiе кургановъ Полоцкаго уѣзда и рисунки найденныхъ вещей.
Тот же текст в современной орфографии

сделались уже легендарными. Так ученый Гаворский превратился в кладоискателя Бугорского, в уста коего народ вложил следующие, будьтобы прочтенные им из какой-то старинной книги, помещику Обремпальскому слова о бездедовичских курганах:

„Есть озеро большое — Крыж,
И малое — Медвежье ухо,
Под Ушачь реку.
Там тридцать волотовок больших,
И тридцать волотовок меньших
В больших — жолнеры да коне
А в малых рыцари в броне“.

Много, конечно, было попыток и состороны местных крестьян, в особенности, когда пошла в ход легенда о Говорском, — проникнуть в недра могил; но результаты попыток этих хранятся в тайне. Однако ж один кладоискатель увидя случайно, мое собрание древностей, под секретом, сказал мне: что он и другое лицо, несколько раз в ночь против Ивана-Купала[1], искали в бездедовичских волотовках клад и один раз нашли круглую вершков десять в диаметре, совершенно перержавевшую бляху, в роде сковороды, (не щит ли?) а другой раз, на глубине 1½ аршина ниже подошвы кургана, глиняный горшечек[2], совершенно подобный по форме и материалу находящемуся в моем собрании и найденному в одном из курганов руднянской группы[3]. Обе находки кладоискатели сделали при помощи щупа; при вырытии вещей они находили много угля и перегоревших костей.

Последнее исследование бездедовичских курганов было произведено при нас.

Вот как в свое время, оно описано в Витебских Губ. Ведомостях. Седьмого июня 1884 года, я и мои соседи при участии некоторых любителей старины, произвели раскопку одного из наибольших, в средине группы лежащих курганов, находящегося близ него вала, и наконец, докончили раскопку одиночного кургана на земле В. А. Дзедзеля, по пути в имение Устье.

В первых двух случаях, сняв слой дерна и песка, толщиной в аршин, мы нашли консетрические, тонкие, местами прерывающиеся, но ясно сохраняющие в своем направлении круглую фигуру насыпи, слои белой, слабо блестящей, на ощупь весьма мягкой земли с примесью большею частью совершенно разложившегося угля, остатки коего также сохранили блеск, а при расстирании между пальцами некоторую твердость; ясно, что этот уголь скорее животного, чем растительного происхождения.

Замечательно, что на первом кургане, на самой его средине, на глубине полуаршина от поверхности, мы нашли в одной куче, гарнца два, мелких полуистлевших кастей, между коими отличили остатки двух человеческих коленных чашек.

В единичном кургане на земле В. А. Дзедзеля, снятом в уровень

  1. Ночь пред 24 Июнем — праздником Рождества Иоанна Предтечи.
  2. Обломок дна этого сосуда, хранится ныне у меня. Ав.
  3. См. Описание курганов Полоцкого уезда и рисунки найденных вещей.