Перейти к содержанию

Страница:Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел Часть 3 1822.djvu/300

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
286
ГРАМОТЫ ВЪ ГОСУДАРСТВОВАНІЕ

1626.церкви то подножье за Князь Ѳедоромъ несли стряпчіе Никита Николаевъ сынъ Новокщеновъ да Иванъ Андреевъ сынъ Варѣевъ. И Благовѣщенской протопопъ Максимъ обручалъ Государя и Царицу и вѣнчалъ по священному преданію, а на крылосѣхъ пѣли діаки строками, а съ протопопомъ дѣйствовали протодьяконъ да в҃ ключаря; а вино Фрязское держалъ въ скляницѣ бояринъ Василій Петровичъ Морозовъ, а несли за нимъ то вино и скляницу в҃ человѣка погребныхъ ключниковъ, а шли всѣ въ золотѣ, и наливали вино въ скляницу съ отливкою, и послѣ вѣнчанья подносилъ протопопъ вино пить къ Царю и Великому Князю, а послѣ того Царицѣ, перемѣняя потрожды, да опять Государю; и выпивъ Царь и Великій Князь вино, велѣлъ скляницу взять въ олтарь протопопу.

А послѣ вѣнчанья, Царь и Великій Князь сѣлъ у лѣваго крылоса у столпа на сголовьи съ правую сторону, а Государыню Царицу посадили у него Государя съ лѣвую сторону, и поучалъ ихъ Государей Благовѣщенской протопопъ Максимъ по священному преданію. И послѣ того протопопъ Максимъ, пришедъ къ Царю и Великому Князю и къ его Царицѣ, и имъ Государямъ здравствовалъ, а потомъ здравствовали Государю и Царицѣ тысяцкой и дружки и бояре, которые были въ церкви; а діаки пѣвчіе пѣли многолѣтье Государю Царю и Великому Князю Михаилу Ѳеодоровичу всея Русіи и его Царицѣ и Великой Княгинѣ Евдокеи Лукьяновнѣ демествомъ большое.

А послѣ вѣнчанья, Царь и Великій Князь, взявъ Царицу и Великую Княгиню Евдокею за руку, шелъ отъ церкви въ тѣ же стороннія двери, и сѣдчи на аргамакъ, 1626.ѣхалъ на дворъ, а Царица и Великая Княгиня отъ церкви ѣхала къ себѣ въ тѣхъ же санѣхъ, а свахи обѣи сидѣли съ Царицею въ санѣхъ; а путь Государю и Государынѣ до аргамака и до саней стлали тѣжъ стряпчіе.

А какъ Царь и Великій Князь, пріѣхавъ отъ церкви, ссѣлъ съ коня у лѣсницы, что подлѣ Грановитой палаты, а Царица и Великая Княгиня вышла изъ саней, и Царь и Великій Князь, взявъ Царицу и Великую Княгиню за руку, и шелъ съ нею тоюжъ лѣсницею и въ Грановитую палату; а путь подъ ними Государи стлали тѣжъ стряпчіе камками червчатыми. А въ то время на аргамакъ сѣлъ конюшій бояринъ Князь Борисъ Михайловичь Лыковъ, и поѣхалъ къ сѣннику и ѣздилъ около сѣнника въ то время, какъ Государь былъ въ сѣнникѣ, съ голымъ мечемъ; а на Царицыно мѣсто въ сани сѣлъ ясельничій Богданъ Глѣбовъ и отвезъ на конюшню; а свѣчи и короваи несли передъ Государемъ въ палату и стали на прежнихъ мѣстѣхъ.

А пришедъ Царь и Великій Князь и его Царица въ Грановитую палату, сѣли на прежнемъ своемъ мѣстѣ, а боярамъ и боярынямъ и поѣзжанамъ велѣлъ Государь сѣсти по своимъ мѣстамъ; и послѣ того Царь и Великій Князь велѣлъ передъ себя Государя и въ столы ставить ѣствы и подавать вина Фрязскія. А послѣ третьей ѣствы поставили передъ Царя и Великаго Князя и передъ Царицу и Великую Княгиню куря верченое, и большой Государевъ дружка, обертѣвъ куря съ блюдомъ и съ перепечею и съ солонкою скатертью другою, отнесъ къ сѣннику и отдалъ именно боярину Ѳедору Ивановичу Шереметеву. А послѣ того Царь и Великій Князь, изъ-за стола вставъ,


Тот же текст в современной орфографии

1626.церкви то подножье за Князь Федором несли стряпчие Никита Николаев сын Новокщенов да Иван Андреев сын Вареев. И Благовещенской протопоп Максим обручал Государя и Царицу и венчал по священному преданию, а на крылосех пели диаки строками, а с протопопом действовали протодьякон да в҃ ключаря; а вино Фрязское держал в склянице боярин Василий Петрович Морозов, а несли за ним то вино и скляницу в҃ человека погребных ключников, а шли все в золоте, и наливали вино в скляницу с отливкою, и после венчанья подносил протопоп вино пить к Царю и Великому Князю, а после того Царице, переменяя потрожды, да опять Государю; и выпив Царь и Великий Князь вино, велел скляницу взять в олтарь протопопу.

А после венчанья, Царь и Великий Князь сел у левого крылоса у столпа на сголовьи с правую сторону, а Государыню Царицу посадили у него Государя с левую сторону, и поучал их Государей Благовещенской протопоп Максим по священному преданию. И после того протопоп Максим, пришед к Царю и Великому Князю и к его Царице, и им Государям здравствовал, а потом здравствовали Государю и Царице тысяцкой и дружки и бояре, которые были в церкви; а диаки певчие пели многолетье Государю Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии и его Царице и Великой Княгине Евдокеи Лукьяновне демеством большое.

А после венчанья, Царь и Великий Князь, взяв Царицу и Великую Княгиню Евдокею за руку, шел от церкви в те же сторонние двери, и седчи на аргамак, 1626.ехал на двор, а Царица и Великая Княгиня от церкви ехала к себе в тех же санех, а свахи обеи сидели с Царицею в санех; а путь Государю и Государыне до аргамака и до саней стлали теж стряпчие.

А как Царь и Великий Князь, приехав от церкви, ссел с коня у лесницы, что подле Грановитой палаты, а Царица и Великая Княгиня вышла из саней, и Царь и Великий Князь, взяв Царицу и Великую Княгиню за руку, и шел с нею тоюж лесницею и в Грановитую палату; а путь под ними Государи стлали теж стряпчие камками червчатыми. А в то время на аргамак сел конюший боярин Князь Борис Михайловичь Лыков, и поехал к сеннику и ездил около сенника в то время, как Государь был в сеннике, с голым мечем; а на Царицыно место в сани сел ясельничий Богдан Глебов и отвез на конюшню; а свечи и короваи несли перед Государем в палату и стали на прежних местех.

А пришед Царь и Великий Князь и его Царица в Грановитую палату, сели на прежнем своем месте, а боярам и боярыням и поезжанам велел Государь сести по своим местам; и после того Царь и Великий Князь велел перед себя Государя и в столы ставить ествы и подавать вина Фрязские. А после третьей ествы поставили перед Царя и Великого Князя и перед Царицу и Великую Княгиню куря верченое, и большой Государев дружка, обертев куря с блюдом и с перепечею и с солонкою скатертью другою, отнес к сеннику и отдал именно боярину Федору Ивановичу Шереметеву. А после того Царь и Великий Князь, из-за стола встав,