Страница:Собрание сочинений Марка Твэна (1896) т.1.djvu/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ларовъ награды, когда имъ удастся выслѣдить однорукаго Пита, схватить его, удостовѣриться въ личности предполагаемаго мошенника, выдать его властямъ и отправить въ Талекуа на индіанской территоріи. Но у нихъ рождалось столько блестящихъ проектовъ насчетъ употребленія ожидаемой суммы, что они не могли ни на чемъ остановиться. Наконецъ, ихъ споръ надоѣлъ миссисъ Селлерсъ и она сказала:

— Не глупо-ли, что вы собираетесь зажарить кролика, не успѣвши его поймать?

Тутъ интересный предметъ разговора былъ оставленъ до другого раза и вся компанія отправилась на боковую. На другое утро, по совѣту Гаукинса, полковникъ сдѣлалъ рисунокъ и составилъ описаніе придуманной имъ игрушки и пошелъ хлопотать о патентѣ на свое изобрѣтеніе, между тѣмъ какъ пріѣзжій захватилъ самую модель и отправился бродить по городу, въ надеждѣ извлечь изъ остроумной бездѣлушки какую-нибудь матеріальную выгоду. Ему пришлось идти не далеко. Въ маленькомъ деревянномъ баракѣ, служившемъ нѣкогда жилищемъ для бѣдной негритянской семьи, онъ нашелъ янки съ проницательными, хитрыми глазами, занимавшагося починкой дешевыхъ стульевъ и другой мебели средней руки. Этотъ человѣкъ равнодушно повертѣлъ въ рукахъ игрушку, попробовалъ сдѣлать заключавшійся въ ней фокусъ, но, увидавъ, что это не такъ легко, какъ ему показалось сначала, заинтересовался моделью, а подъ конецъ даже увлекся ею. Добившись успѣха и загнавъ свинокъ въ загородку, онъ спросилъ:

— Патентованная эта штучка?

— Патентъ будетъ взятъ.

— Отлично, сколько вы за нее хотите?

— А почемъ она будетъ продаваться?

— По двадцати пяти центовъ, я полагаю.

— Сколько же вы дадите за исключительное право?

— Я не могу предложить и двадцати долларовъ, если потребуется немедленная уплата. Но вотъ что можно устроить. Я сфабрикую игрушку, наложу на нее свое клеймо и буду выплачивать вамъ по пяти центовъ со штуки.

Вашингтонъ вздохнулъ. Еще одна мечта, разлетѣвшаяся прахомъ! Изобрѣтеніе полковника не стоило ничего. И онъ сказалъ предпріимчивому столяру:

— Ладно, будь по вашему. Пишите условіе.

Взявъ документъ, Гаукинсъ пошелъ своей дорогой и выбросилъ это дѣло изъ головы, чтобы дать мѣсто болѣе заманчивымъ соображеніямъ насчетъ того, какимъ образомъ употребить поло-