Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 2, 1863.pdf/331

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
330
ГОРГІАСЪ.


Сокр. Да, если то, что̀ прежде называлъ ты добродѣтелію, — разумѣю удовлетвореніе собственнымъ пожеланіямъ и страстямъ другихъ, — есть истинная добродѣтель. А когда не такъ, когда истинно — другое, что̀ принуждены были мы допустить въ послѣдующемъ разговорѣ? то-есть, когда D. пожеланіямъ, которыя, бывъ удовлетворены, дѣлаютъ человѣка лучшимъ, надобно удовлетворять, а худшимъ — не надобно, и для этого требуется какое-то искуство? Такого въ числѣ упомянутыхъ мужей можешь ли ты найти?

Калл. Не знаю, какъ сказать.

Сокр. Однакожъ, если станешь искать хорошо, то найдешь. Начнемъ-ка такъ-себѣ спокойно разсматривать, и увидимъ, былъ ли таковъ кто-нибудь изъ нихъ. Напримѣръ, человѣкъ E. добрый и говорящій для наилучшаго, что̀ бы онъ ни говорилъ, будетъ ли износить пустяки, не имѣя въ виду ничего? Равно какъ и всѣ художники, каждый смотря на свое дѣло, не наобумъ станетъ выбирать нѣчто и прилагать къ собственной работѣ, что̀ прилагаетъ, но будетъ дѣлать это съ цѣлію, чтобы своему произведенію сообщить извѣстный образъ. Вотъ, если хочешь, посмотри на живописцевъ, домостроителей, корабельныхъ мастеровъ и на всѣхъ другихъ художниковъ, — на любаго изъ нихъ, какъ всякій, что̀ ни кладетъ, — кладетъ въ какой-либо порядокъ и требуетъ, чтобы одно было прилажено и подстроено подъ другое, пока цѣлое 504. не придетъ въ состояніе упорядоченнаго и благоустроеннаго произведенія. А какъ поступаютъ именно эти, теперь только упомянутые художники, такъ поступаютъ съ нашимъ тѣломъ врачи и гимнастики, то-есть извѣстнымъ образомъ устрояютъ его и упорядочиваютъ. Согласимся ли, что это такъ, или не согласимся?

Калл. Пусть это будетъ такъ.

Сокр. Слѣдовательно домъ, въ которомъ замѣчается порядокъ и благоустроенность, долженъ быть домъ хорошій; а когда — безпорядокъ, то худой?

Калл. Полагаю.

Тот же текст в современной орфографии


Сокр. Да, если то, что̀ прежде называл ты добродетелию, — разумею удовлетворение собственным пожеланиям и страстям других, — есть истинная добродетель. А когда не так, когда истинно — другое, что̀ принуждены были мы допустить в последующем разговоре? то есть, когда D. пожеланиям, которые, быв удовлетворены, делают человека лучшим, надобно удовлетворять, а худшим — не надобно, и для этого требуется какое-то искусство? Такого в числе упомянутых мужей можешь ли ты найти?

Калл. Не знаю, как сказать.

Сокр. Однакож, если станешь искать хорошо, то найдешь. Начнем-ка так-себе спокойно рассматривать, и увидим, был ли таков кто-нибудь из них. Например, человек E. добрый и говорящий для наилучшего, что̀ бы он ни говорил, будет ли износить пустяки, не имея в виду ничего? Равно как и все художники, каждый смотря на свое дело, не наобум станет выбирать нечто и прилагать к собственной работе, что̀ прилагает, но будет делать это с целью, чтобы своему произведению сообщить известный образ. Вот, если хочешь, посмотри на живописцев, домостроителей, корабельных мастеров и на всех других художников, — на любого из них, как всякий, что̀ ни кладет, — кладет в какой-либо порядок и требует, чтобы одно было прилажено и подстроено под другое, пока целое 504. не придет в состояние упорядоченного и благоустроенного произведения. А как поступают именно эти, теперь только упомянутые художники, так поступают с нашим телом врачи и гимнастики, то есть известным образом устрояют его и упорядочивают. Согласимся ли, что это так, или не согласимся?

Калл. Пусть это будет так.

Сокр. Следовательно дом, в котором замечается порядок и благоустроенность, должен быть дом хороший; а когда — беспорядок, то худой?

Калл. Полагаю.