Страница:Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона с помощью воздухоплавания (Родных 1912).djvu/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Францъ Леппихъ родился въ Нижней Франконіи, въ г. Мюдесгеймѣ, въ 1775 г. отъ крестьянскихъ родителей. Учился онъ въ школѣ въ Мюннерштадтѣ и былъ изъ нея выгнанъ. Съ ранней молодости Леппихъ постоянно былъ занятъ разными изобрѣтеніями. Сначала онъ устроилъ особаго рода фортепьяны, потомъ музыкальный инструментъ подъ названіемъ панмелодиконъ. Съ этимъ инструментомъ онъ разъѣзжалъ по всей Европѣ и попалъ въ Парижъ. Желая поддѣлаться и заслужить благосклонность воинственнаго императора французовъ, онъ предложилъ ему свой проектъ воздушнаго шара, который могъ бы поднимать такое количество разрывныхъ снарядовъ, что посредствомъ ихъ можно было бы истреблять цѣлыя непріятельскія арміи. Наполеонъ выгналъ его изъ Франціи; но, узнавъ потомъ, что Леппихъ, возвратившись въ Германію, въ Тюбингенѣ началъ приготовлять такой шаръ, велѣлъ схватить его и доставить во Францію. Узнавъ объ этомъ и возненавидя Наполеона, Леппихъ весною 1812 г. обратился къ нашему посланнику при Штуттгартскомъ дворѣ Алопеусу[1] съ предложеніемъ услугъ Русскому Правительству.

Преслѣдованіе, начатое Наполеономъ противъ Леппиха, какъ справедливо указываетъ извѣстный историкъ двѣнадцатаго года А. Н. Поповъ, и послужило поводомъ къ тому, что, по извѣщенію Алопеуса, Императоръ Александръ Первый могъ предположить, не заключаетъ ли его изобрѣтеніе дѣйствительной важности, тѣмъ болѣе, что въ это время въ Парижѣ производились постоянно опыты надъ воздушными шарами. Извѣстіе о Леппихѣ и его изобрѣтеніи Алопеусъ (чтобы вѣрнѣе сохранить тайну) отправилъ нашему правительству въ концѣ марта мѣсяца съ совѣтникомъ посольства Шредеромъ. Пріѣхавъ въ С.-Петербургъ, Шредеръ не нашелъ тамъ ни императора, ни канцлера и отправился къ нимъ въ Вильну.

Извѣщеніе же тайнаго совѣтника Алопеуса, дающее полную картину могущаго возникнуть воздухоплавательнаго предпріятія для военныхъ цѣлей, было изложено въ слѣдующемъ его донесеніи Императору Александру Павловичу изъ Штуттгарта отъ 22 марта (3 апрѣля) 1812 года, которое онъ просилъ государственнаго канцлера графа Румянцева[2] вручить Государю Императору въ собственныя руки:

„Нынѣ сдѣлано открытіе столь великой важности, что оно необходимо должно имѣть выгоднѣйшія послѣдствія для тѣхъ, которые первые онымъ воспользуются.

Оно мнѣ было ввѣрено подъ настоятельнымъ условіемъ довесть оное прямо до свѣдѣнія Вашего Императорскаго Величества безъ посредства третьяго лица.

  1. Давидъ Максимовичь Алопеусъ (впослѣдствіи графъ) состоялъ въ 1812 г. при королѣ Вюртембергскомъ, а позже былъ посланникомъ въ Берлинѣ.
  2. Николай Петровичъ Румянцевъ (1754—1826) управлялъ иностранными дѣлами съ 1807 по 1814 годъ.
Тот же текст в современной орфографии


Франц Леппих родился в Нижней Франконии, в г. Мюдесгейме, в 1775 г. от крестьянских родителей. Учился он в школе в Мюннерштадте и был из нее выгнан. С ранней молодости Леппих постоянно был занят разными изобретениями. Сначала он устроил особого рода фортепьяны, потом музыкальный инструмент под названием панмелодикон. С этим инструментом он разъезжал по всей Европе и попал в Париж. Желая подделаться и заслужить благосклонность воинственного императора французов, он предложил ему свой проект воздушного шара, который мог бы поднимать такое количество разрывных снарядов, что посредством их можно было бы истреблять целые неприятельские армии. Наполеон выгнал его из Франции; но, узнав потом, что Леппих, возвратившись в Германию, в Тюбингене начал приготовлять такой шар, велел схватить его и доставить во Францию. Узнав об этом и возненавидя Наполеона, Леппих весною 1812 г. обратился к нашему посланнику при штуттгартском дворе Алопеусу[1] с предложением услуг русскому правительству.

Преследование, начатое Наполеоном против Леппиха, как справедливо указывает известный историк двенадцатого года А. Н. Попов, и послужило поводом к тому, что, по извещению Алопеуса, император Александр Первый мог предположить, не заключает ли его изобретение действительной важности, тем более что в это время в Париже производились постоянно опыты над воздушными шарами. Известие о Леппихе и его изобретении Алопеус (чтобы вернее сохранить тайну) отправил нашему правительству в конце марта месяца с советником посольства Шредером. Приехав в С.-Петербург, Шредер не нашел там ни императора, ни канцлера и отправился к ним в Вильну.

Извещение же тайного советника Алопеуса, дающее полную картину могущего возникнуть воздухоплавательного предприятия для военных целей, было изложено в следующем его донесении императору Александру Павловичу из Штуттгарта от 22 марта (3 апреля) 1812 года, которое он просил государственного канцлера графа Румянцева[2] вручить государю императору в собственные руки:

«Ныне сделано открытие столь великой важности, что оно необходимо должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые первые оным воспользуются.

Оно мне было вверено под настоятельным условием довесть оное прямо до сведения Вашего Императорского Величества без посредства третьего лица.

  1. Давид Максимовичь Алопеус (впоследствии граф) состоял в 1812 г. при короле Вюртембергском, а позже был посланником в Берлине.
  2. Николай Петрович Румянцев (1754—1826) управлял иностранными делами с 1807 по 1814 год.