Страница:Шелли. Полное собрание сочинений. том 1. 1903.djvu/390

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


къ волевому дѣйствію, есть отношеніе причины къ слѣдствію; съ этой точки зрѣнія оно не представляетъ изъ себя, и никогда не представляло, предмета для общераспространеннаго или философскаго спора. Никто, кромѣ немногихъ фанатиковъ, взявшихъ на себя геркулесовскій трудъ примиренія справедливости ихъ Рока съ бѣдственнымъ положеніемъ человѣка, не будетъ болѣе оскорблять здравый смыслъ допущеніемъ событія безъ причины, волевого дѣйствія безъ побудительнаго мотива. Исторія, политика, мораль, критика, всѣ основныя правила разсужденія, всѣ первоосновы науки одинаково принимаютъ истинность ученія о Необходимости. Ни одинъ крестьянинъ, везущій хлѣбъ на базаръ, не сомнѣвается въ томъ, что онъ продастъ зерно по рыночной цѣнѣ. Хозяинъ фабрики такъ же мало сомнѣвается въ томъ, что онъ можетъ купить человѣческій трудъ, необходимый для его цѣлей, какъ въ томъ, что его машины будутъ дѣйствовать совершенно такъ, какъ онѣ дѣйствовали доселѣ.

Но, въ то время какъ никто не оспариваетъ воздѣйствія необходимости на матерію, многіе оспаривали ея господство надъ разумомъ. Не говоря уже о томъ, что она противорѣчитъ установившимся представленіямъ о справедливости Рока, она отнюдь не очевидна для поверхностнаго изслѣдованія. Когда разумъ наблюдаетъ надъ собственною дѣятельностью, онъ не усматриваетъ никакой связи между побудительнымъ мотивомъ и дѣйствіемъ; но такъ какъ мы «знаемъ о причинности лишь какъ о постоянной связи предметовъ и какъ о томъ, что изъ одного предмета послѣдовательно возникаетъ другой,—такъ какъ мы знаемъ, что два эти обстоятельства, по всеобщему признанію, имѣютъ мѣсто въ волевомъ дѣйствіи, намъ легко признать, что они подчинены необходимости, общей для всѣхъ причинъ». Дѣйствія воли находятся въ правильной связи съ обстоятельствами и характерами; для волевого дѣйствія побудительный мотивъ то же самое, что причина для слѣдствія. Но единственное представленіе о причинности, которое мы можемъ себѣ составить, это постоянная связь сходныхъ предметовъ и постоянное возникновеніе одного предмета изъ другого: всякій разъ, когда это есть, необходимость ясно установлена.

Представленіе о свободѣ, будучи въ переносномъ смыслѣ примѣнено къ волѣ, создалось благодаря ложному пониманію слова

Тот же текст в современной орфографии

к волевому действию, есть отношение причины к следствию; с этой точки зрения оно не представляет из себя, и никогда не представляло, предмета для общераспространенного или философского спора. Никто, кроме немногих фанатиков, взявших на себя геркулесовский труд примирения справедливости их Рока с бедственным положением человека, не будет более оскорблять здравый смысл допущением события без причины, волевого действия без побудительного мотива. История, политика, мораль, критика, все основные правила рассуждения, все первоосновы науки одинаково принимают истинность учения о Необходимости. Ни один крестьянин, везущий хлеб на базар, не сомневается в том, что он продаст зерно по рыночной цене. Хозяин фабрики так же мало сомневается в том, что он может купить человеческий труд, необходимый для его целей, как в том, что его машины будут действовать совершенно так, как они действовали доселе.

Но, в то время как никто не оспаривает воздействия необходимости на материю, многие оспаривали её господство над разумом. Не говоря уже о том, что она противоречит установившимся представлениям о справедливости Рока, она отнюдь не очевидна для поверхностного исследования. Когда разум наблюдает над собственною деятельностью, он не усматривает никакой связи между побудительным мотивом и действием; но так как мы «знаем о причинности лишь как о постоянной связи предметов и как о том, что из одного предмета последовательно возникает другой, — так как мы знаем, что два эти обстоятельства, по всеобщему признанию, имеют место в волевом действии, нам легко признать, что они подчинены необходимости, общей для всех причин». Действия воли находятся в правильной связи с обстоятельствами и характерами; для волевого действия побудительный мотив то же самое, что причина для следствия. Но единственное представление о причинности, которое мы можем себе составить, это постоянная связь сходных предметов и постоянное возникновение одного предмета из другого: всякий раз, когда это есть, необходимость ясно установлена.

Представление о свободе, будучи в переносном смысле применено к воле, создалось благодаря ложному пониманию слова