Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/444

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 295 —

полагает какую-либо активность, т. е. применение какой-нибудь силы, и без этого существовать не может. Это аристотелевское учение, что счастье человека состоит в беспрепятственном пользовании своей главной способностью, передает также Стобей в своем изложении перипатетической этики (Ecl. eth. II, гл. 7, стр. 268—278), напр., ἐνεργειαν εἰναι την εὐδαιμονιαν κατ’ἀρετην, εν πραξεσι προηγουμεναις κατ’ εὐχην („счастье есть согласная с доблестью деятельность в поступках, ведущих к желаемому“); при этом поясняется, что ἀρετην (доблесть) есть всякое совершенство. Но ведь первоначальное назначение сил, которыми природа наделила человека, это — борьба с угрожающей ему отовсюду нуждой. Раз эта борьба стихает, то ничем незанятые силы становятся человеку в тягость: он поэтому должен теперь играть ими, т. е. тратить их бесцельно, — ибо иначе он тотчас познакомится с другим источником человеческого страдания, скукой. Последняя поэтому больше всего мучит вельмож и богачей, и уже Лукреций дал этому бедственному состоянию такое изображение, правильность которого еще и теперь ежедневно подтверждается в каждом большом городе:

Exit saepe foras magnis ex aedibus ille,
Esse domi quem pertaesum est, subifoque reventat;
Quippe foris nihilo melius qui sentiat esse.
Currit, agens mannos, ad villam praecipitanter,
Auxilium tectis quasi ferre ardentibus instans;
Oseitat extemplo, tetigit quum limina villae;
Aut abit in somnum gravis, atque oblivia quaerit;
Aut etiam properans urbem petit, atque revisit[1].

III, 1073.

У таких господ в юности приходится особенно работать мускульной и производительной силе. Но потом остаются только духовные силы: если недостает их, или они недостаточно развиты, и недостаточно собрано материала для их деятельности, в результате — большое злополучие. А так как единственная неисчерпаемая сила есть воля, то прибегают к ней, действуя на нее возбуждением страстей, — например, сильными азартными играми, этим поистине унизительным пороком. Вообще же, всякий незанятый индивидуум избирает себе игру сообразно с характером и для применения преобладающих в нем сил:

  1. „Часто покидает огромные хоромы тот, кому надоело быть дома, и внезапно возвращается, так как находит, что и не-дома ничем не лучше. Стремительно мчится он, погоняя лошадей, в усадьбу, как будто ему нужно спешить на пожар, немедленно начинает зевать, как только коснется порога усадьбы; или удрученный отходит ко сну и ищет забвения, или же поспешно устремляется в город, и вот он там опять“.