Перейти к содержанию

Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/737

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 588 —

бой чистоплотности; однако, она доступна лишь более зажиточному и комфортабельно живущему классу, который поэтому очень метко и называется по-итальянски gente pulita. Другим следствием плотной одежды является то, что все животные, свободно выступая в естественном своем виде, одеянии и цвете, доставляют нормальное, отрадное и эстетическое зрелище, тогда как человек в своих разнообразных, подчас диковинных и причудливых, а часто и жалких, оборванных костюмах, бродит среди них карикатурой, являя собою ни с чем не сообразную фигуру, которая, в противоположность всем другим, служит делом портного, а не природы, и составляет, таким образом, дерзкое нарушение гармоничной целости мира[1]. Древние со своим благородством понимания и вкуса старались помочь этой беде тем, что одежда их была, по возможности, легка и кроилась таким образом, что не прилегала к телу плотно, не сливалась с ним в одно целое, а развевалась, как нечто постороннее и обособленное, вырисовывая человеческую фигуру во всех частях возможно отчетливее. Одежда средневековая и новых времен, вследствие противоположности во вкусах, — безвкусна, отдает варварством и противна. Но верх отвращения, это — современный костюм женщин, называемых „дамами“, — костюм, представляющий собою, в подражание безвкусице прабабушек, величайшее искажение человеческого облика; вдобавок, дамы пребывают еще под грузом фижм, которые уравнивают их широту и высоту и заставляют предполагать образование нечистоплотных испарений, что́ делает дам не только безобразными и антипатичными, но и отвратительными до тошноты.

§ 93.

Жизнь можно определить, как такое состояние тела, в котором последнее, при непрестанной смене материи, неизменно сохраняет свойственную ему существенную (субстанциальную) форму. — Если бы мне возразили, что водоворот или водопад тоже сохраняют свою форму при постоянной смене материи, то на это я ответил бы, что форма для них вовсе не существенна, а скорее, в силу общих законов природы, совершенно случайна, ибо она зависит от внешних обстоятельств, изменение которых может всячески изменить и эту форму, не затрагивая тем сути дела.

  1. Одно, еще не отмеченное, физическое отличие человека от животных заключается в том, что белок scleroticae всегда остается на виду. Капитан Матью (Mathew) говорит, что у бушменов, показываемых теперь в Лондоне, этого не бывает, что глаза их круглы и белки не видны. У Гете, наоборот, белок роговой оболочки был виден даже над большей частью радужной.