Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/757

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 608 —

него: нечего сказать, хороша смесь для получения желтого цвета! Получится цвет уличной грязи, больше ничего.

Кроме того, существует еще множество фактов, противоречащих толкованию Шерффера. Так, например, уже с самого начала неверно то, будто глаз от продолжительного созерцания первого цвета становится к нему невосприимчивым, и при том — в такой степени, что он не может уже более воспринимать его вместе с другими на белом: на самом деле глаз видит этот цвет вполне ясно до того момента, пока не обратится от него к белому цвету. — Но всего хуже то, что мы для того, чтобы видеть физиологические цвета, совсем не нуждаемся в созерцании белой поверхности и всякая бесцветная поверхность годится для этого, а лучше всего — серая, годится даже черная; мало того, и с закрытыми глазами видим мы физиологический цвет!

§ 105.

Субъективной природе цвета отдано должное впервые лишь моей теорией, — хотя чувствовали это и раньше, что выражено уже в старинной пословице: des goûts et des couleurs il ne fant disputer. При этом относительно цвета можно сказать то же самое, что говорит Кант об эстетическом суждении или вкусе, а именно, что, несмотря на свою субъективность, он, подобно объективному, имеет притязание на общность у всех нормально-созданных людей.

§ 106.

Я доказал посредством своей теории, что и восстановление белого цвета из других цветов точно также зиждется исключительно на физиологическом основании, ибо оно возможно лишь в том случае, если известная пара цветов, именно, два дополнительных цвета, т. е. два цвета, на которые разделяется, раздвояясь, деятельность ретины, снова сольются воедино. Но это может произойти лишь в том случае, если две внешних причины, каждая из которых вызывает в глазу раздражение, действуют одновременно на одно и то же место ретины. Я дал несколько примеров этого опыта; легче и проще всего достигается этот результат, если направить лиловый цвет призматического спектра на желтую бумагу. При нежелании довольствоваться чистыми призматическими цветами, лучше всего достигается тот же результат путем соединения просвечивающего и отраженного цвета, — например, если на зеркало из синего стекла направить свет через красножелтое стекло. Выражение „дополнительные цвета“ только в тем случае имеет смысл и значение, когда оно понимается физиологически; иначе же оно лишено всякого значения.

Гёте неправильно отрицал возможность восстановления белого