Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


принять въ соображеніе, что молодыя жены ревнивыхъ мужей содержатся дома, по азіатскому обычаю, весьма подъ строгимъ надзоромъ, то, вырвавшись на просторъ, онѣ могутъ легко наткнуться на плодотворную силу, которую и азіатки такъ же, как и наши европеянки, мастерицы находить чутьемъ, и весьма скоро. Силѣдственно, эта удивительная нора есть просто камень преткновенія, прославляемый женами и проклинаемый мужьями.

IV

Пребываніе на Кавказской линіи. — Смерть генералов: Лисаневича и Грекова. — Воинственность горцевъ. — Переѣздъ въ Тульчинъ.

Въ конецѣ сентября 1825 года я прибылъ на Кавказскую линію, начальникомъ коей назначенъ былъ тогда кн. Горчаковъ, на мѣсто генералъ-лейтенанта Дмитрія Тихановича Лисаневича, убитаго кинжаломъ въ кр. Грозной 1).

Вотъ сущность этого событія.

Главнокомандующій Ермоловъ, изыскавъ всѣ средства къ сближенію съ русскими племенъ, заселяющихъ нѣдра Кавказа, предположилъ чеченцевъ, мирныхъ ауловъ, употреблять на казенныя работы, съ производствомъ имъ высокой платы, что и поручено генералу Грекову, жившему въ Грозной и начальствовавшему всею окрестною страною. Въ продолженіе долго времени чеченцы употреблялись на работы, а плата имъ или производилась очень малая, или вовсе не производилась; разумѣется, что оная получалась исправно изъ казны и исправо выводилась по книгамъ въ расходъ.

Неудовольствіе и ропотъ въ мирной Чечнѣ были послѣдствіемъ столь безсовѣстнаго дѣйствія 2). Въ это время явился въ Чечнѣ знаменитый

1) Въ 1825 году я былъ на водахъ въ Пятигорскѣ и представился тамъ Д. Т. Лисаневичу, какъ старому моему дивизіонному начальнику еще во Франціи. Онъ меня очень ласково принялъ и, долго со мною разговаривая, прибавилъ, что сейчасъ отъѣзжаетъ въ Грозную. Это было 15 іюля, а 22 іюля уже онъ былъ мертвъ.

2) Когда, по смерти Грекова, открытъ былъ его сундукъ, то въ немъ найдены парчи, сукна, брильянтовые перстни, золотые часы, табакерки и прочія дорогія вещи, кои дарились чеченскимъ старшинамъ за ихъ заслуги, были исправно выведены въ раходъ, но къ нимъ не дошли… А. П. Ермоловъ, бывшій при вскрытіи этого почтеннаго судука, держалъ въ это время въ рукѣ золотую, осыпанную брильянтами, табакерку, съ вензелемъ Государя, жалованную генералу Грекову. Увидѣвши это тайное хранилище благородства