Страница:Heine-Volume-4.pdf/442

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 441 —

мотивировалъ, подготовилъ и выполнилъ всякую сцену, но каждая сцена сама по себѣ вытекаетъ изъ органической необходимости и изъ основной идеи пьесы; такъ, напримѣръ, народная сцена, которою открывается четвертое дѣйствіе и которая близорукому зрителю можетъ показаться лишнимъ придаткомъ, и многимъ дѣйствительно казалась лишней, настолько обуславливаете собой всю катастрофу, что безъ нея эта последняя была бы лишь наполовину мотивирована. Мы уже не говоримъ о томъ, что душа зрителя была такъ взволнована страданіями трехъ первыхъ дѣйствій, что для отдыха ей была совершенно необходима комическая сцена. Ея настоящій смыслъ все-таки трагическаго свойства, изъ-за смѣющейся маски комедіи на насъ смотрятъ глубоко стра-дальческіе глаза Мельпомены, и именно изъ этой сцены мы узяаемъ, что Струэнзе, котораго могла бы уже погубить одна его преступная любовь къ королевѣ, кромѣ того, еще ускорилъ свою гибель тѣмъ, что его новыя учрежденія были тоже антинаціональны, что народъ ненавидѣлъ ихъ, что народъ еще не созрѣлъ для великихъ идей его либераль-наго сердца. Мы позволимъ себѣ привести нѣкоторые отрывки изъ этой народной сцены, въ которой г. Беръ пока-залъ намъ, что у него есть также таланте и для комедіи. Крестьяне сндяте въ кабакѣ и разсуждаюте о политикѣ.

Школьный учитель. По мнѣ этотъ Струэнзе не стоить того, чтобы мы изъ-за него ссорились. На горе всѣмъ намъ явился онъ въ нашу страну. Онъ вносить всюду вражду и разладь. Вздумалъ еще вмѣшп-шиваться въ дѣло благороднаго учительскаго ремесла! Требуетъ, изволите впдЬть, теперь отъ патентованныхъ школьныхъ учителей, чтобы они учили тому, что положительно но лѣзетъ въ головы ребятъ! Если дѣло пойдетъ такъ, какъ онъ того желаетъ, то скоро ваши мальчишки и дѣвчонкп будутъ умнѣс васъ самихъ. Но до этого не дойдеть, я позабочусь объ этомъ.

Гооге (крестьянинъ). Да, онъ хочетъ зажигать свѣтъ всюду, гдѣ сіѣдовало бы его гасить; теперь всякій можетъ печатать все, что ему угодно! Вы не смѣете теперь, какъ честный школьный учитель, выпить вина, чтобы утолить свою жажду, потому что пономарь можетъ завтра же напечатать: «вчера школьный учитель былъ пьянь!»

Школьный учитель. Какъ бы онъ это посмѣлъ! Желалъ бы я яо-смотрѣть.

Гооге. И увидѣли бы и не могли бы этому помѣшать. Вы называете это свободой печати, но право, кто не всегда живетъ по снурку, тотъ можетъ при этомъ попасть въ печать противъ воли.

Бабе (лѣкарь). Живите по снурку, тогда это никому не повредить. Но такимъ образомъ вы имі.ете право говорить другъ другу свои за-дуіпевныя мнѣнія и можете, если вамъ вздумается, высказываться противъ Струэнзе .и противъ правительства.

Готе. Чего тамъ высказываться! Я не хочу высказываться, я буду