Страница:Instead of book.djvu/101

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 87 —

ципахъ, руководящихъ ею, отсутствуетъ всякое различіе. Можно указать, напр., на разницу въ методахъ, практикуемыхъ ими, а также въ родіъ соціальныхъ соглашеній, къ которымъ они желаютъ принуждать индиви довъ. И въ обоихъ этихъ отношсніяхъ я, кажется, скорѣе симпатизирую анархистамъ, подобнымъ вамъ. Но когда мы не даемъ другому поступать такъ, какъ онъ желалъ бы поступать, то мы господствуемъ надъ нимъ въ этой особой сферѣ, и я не вижу никакихъ основанія для того, чтобы отрицать этотъ фактъ или стараться найти другой терминъ для его выраженія. По моему мнѣнію, лучше и не пытаться ходить вокругъ да около, а открыто установить тѣ соціальныя соглашенія и права (для тѣхъ, кто, какъ я, вѣритъ ьъ права), которымъ мы хотішъ придать обязательную силу, и тѣ ограниченія, отъ которыхъ мы желаемъ освободить міръ, и такимъ образомъ бороться смѣло и прямо.

Вы говорите, что «возможность для всѣхъ свободно пользоваться однимъ и тѣмъ же клочкомъ земли, засаженнымъ капустой, еще не есть равная свобода». Если всѣ имѣютъ возможность свободно пользоваться имъ, то я не понимаю, какимъ образомъ кто-либо можетъ имііть большую свободу, чѣмъ другой; а если къ тому же всѣ располагаютъ всѣмъ, что въ этой свободѣ заключается, то такая свобода мнѣ кажется «равной». Затѣмъ, я настаиваю на томъ, что «равное рабство» есть равная свобода Невозможно сдѣлать кого-либо рабомъ всецѣло: и какъ бы незначителенъ ііи былъ оставленный еще объемъ свободы, но, если Одинъ и тотъ объемъ свободы оставленъ всѣмъ, то ясно, что у насъ получится «равная свобода». Быть равнымъ не значитъ имѣть много или мало, но быть нара-внѣ съ другими. «Равная свобода» еще не выражаетъ того, чѣмъ вы будете въ будущемъ, и вы должны или снова пытаться ее опредѣлить, или сознаться, что ваши мысли—смутны и не могутъ быть ясно выражены.

Трудно также понять, что вы разумѣете подъ словомъ «нападеніе». Не можетъ быть, чтобы вы понимали подъ нимъ нападеніе на права ибо, согласно вашему же заявленію, нѣтъ вообще никакихъ правъ на которыя можно было бы нападать. Во всякомъ случаѣ, «равное нападеніе» есть равная свобода. Предположите, что вы не «уважаете сферы дѣятельности ближняго», но это отсутствіе уваженія еще не ограни-чиваетъ его свободы; а такъ какъ и ему нѣтъ необходимости уважать вашу сферу дѣятельности, то въ результатѣ и въ этолгь отношеній получается «равная свобода».

Я очень радъ, что поднялъ этотъ вопросъ, такъ какъ мнѣ кажется, что изъ вашихъ отвѣтовъ я извлекъ ключъ къ ваш имъ сокровеннымъ мнѢнінліЪ на этотъ счетъ. Если я не ошибаюсь, мы совсѣмъ не такъ далеки другъ отъ друга, какъ это можетъ казаться съ перваго взгляда; я признаю, что ваши взгляды могутъ имѣть извѣстную цѣнность въ мірѣ реформъ. Я увѣренъ также, что вы можете содѣйствовать ослабленію тисковъ правительственныхъ гірерогативъ, относящихся къ правамъ чисто личнымъ. Здѣсь мы можемъ работать вмѣстѣ.

С. Блоджеттъ.