Страница:Instead of book.djvu/269

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 255 —

пока не произведено какое - нибудь богатство, ибо деньги— представитель богатства.

Деньги есть форма кредита—кредита, пущеннаго въ обра-щеніе. Это не есть какая-нибудь субстанція. Великое назначе-піе денегъ заключается въ обмѣнѣ цѣнностей. Но цѣніюсть есть идея, а деньгами пользуются для того, чтобы представлять, сосчитывать и мѣнять дѣнности. Символъ или знакъ денегъ не есть самыя деньги. Поэтому, разъ деньги не пред-ставляютъ собою вещи субстанціальной и не могутъ изнашиваться, это было и всегда будетъ великой несправедливостью отдавать богатство за пользованіе идеей.

Справедливое вознагражденіе предполагаетъ трудъ или услугу, а такъ какъ деньги не стоютъ труда, то нельзя требовать труда за пользованіе ими.

Но посмотримъ на дѣло съ практической стороны. Люди пользуются деньгами; люди доставляютъ деньги; и если оплачена стоимость выпуска денегъ, то другихъ расходовъ по нимъ уже не можетъ быть. Великое затрудненіе во всемъ этомъ дѣлѣ создается варварскимъ непоыиманіемъ природы денегъ и еще болѣе варварской наклонностью монополизировать власть и грабить слабыхъ. Ибо кто платитъ великій процентный налогъ? Не тѣ, кто обладаетъ и оперируетъ деньгами; не тѣ, кто пользуется деньгами; но бѣдные, слабые, невѣжественные люди, одураченные правящими классами. Мы можемъ иллюстрировать это обыденнымъ фактомъ. Если пять или болѣе человѣкъ, располагающихъ ста тысячами долларовъ, не больше, организуютъ и учреждаютъ національ-ный банкъ, то какъ только ихъ банкъ начнетъ оперировать, имъ принадлежитъ пользованіе и доходы со ста девяноста тысячъ долларовъ. Не ясно ли, что разъ компанія даромъ получила эти девяносто тысячъ долларовъ, то кто-нибудь лишился этой суммы? Ибо если Одинъ человѣкъ получаетъ долларъ, котораго онъ не заработалъ, то другой какой-нибудь человѣкъ заработалъ долларъ, котораго не получилъ. Это такъ же вѣрно, какъ дважды два четыре.

Еслибы всѣ люди могли использовать свой кредитъ въ

деньгахъ, то такой вещи, какъ лихва, не существовало бы.