Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/212

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

ніуса еще въ 1696 году. Тобольскій боярскій сынъ Семенъ Ремезовъ составилъ „Чертежную книгу Сибири“. Устройство правильныхъ и постоянныхъ сношеній съ Сибирью съ 1697 года шло неуклонно впередъ.

Въ томъ же 1701 году былъ награжденъ казачій пятидесятникъ Владиміръ Атласовъ за свой „походъ въ Камчадальскую землю“ (открытіе Камчатки). Андрей Виніусъ съ товарищи приказали: быть ему въ Якутскѣ казачьимъ головою, жалованья ему учинить годовой окладъ 10 рублей, по 7 четв. ржи и овса и 3 пуда соли; за его добычу — 11 сороковъ соболей — выдано было ему 100 руб. деньгами и на 100 р. товарами. Но не прошло и 4 дней со дня этого приказа, какъ Виніусъ собственною рукою пишетъ новый приговоръ: за тое его (Атласова) службу, и за пріискъ, сверхъ прежней его дачи и за раны его, и чтобъ впредь ему великому государю свою службу въ тѣхъ пріискахъ новыхъ землицъ и дальнихъ народовъ показать — дать ему на Верхотурьѣ денегъ 50 рублевъ, да товарами, какіе ему пригодны, на 50 же рублевъ[1].

Изъ другихъ дѣлъ Сибирскаго приказа за время управленія Виніуса извѣстны еще — введеніе продажи игральныхъ картъ въ Сибири (изъ фискальныхъ цѣлей, вопреки желанію населенія)[2]: наложеніе запрещенія на вывозъ боброваго пуху за море; принятіе мѣръ противъ казацкихъ волненій въ Нерчинскѣ; вызовъ самоѣдскихъ шамановъ изъ Березова въ Москву — повидимому, для удовлетворенія любознательности государя; съ такою же цѣлью — требованіе присылки 10 живыхъ соболей и 10 пудовъ магнита изъ Верхотурья; распоряженіе о продажѣ прибывшей въ Москву партіи чаю въ 7 пуд. 20 фун. Среди челобитныхъ за это время попадаются: челобитная жителей Тары о присылкѣ имъ часовщика для за-

  1. Новыя данныя о Вл. Атласовѣ, Н. Оглоблина, Чт. М. Общ. ист. и др. 1888 г., кн. I, стр. 17.
  2. Бытовыя черты н. XVIII в. Н. Оглоблина, 5—6.
Тот же текст в современной орфографии

ниуса еще в 1696 году. Тобольский боярский сын Семен Ремезов составил „Чертежную книгу Сибири“. Устройство правильных и постоянных сношений с Сибирью с 1697 года шло неуклонно вперед.

В том же 1701 году был награжден казачий пятидесятник Владимир Атласов за свой „поход в Камчадальскую землю“ (открытие Камчатки). Андрей Виниус с товарищи приказали: быть ему в Якутске казачьим головою, жалованья ему учинить годовой оклад 10 рублей, по 7 четв. ржи и овса и 3 пуда соли; за его добычу — 11 сороков соболей — выдано было ему 100 руб. деньгами и на 100 р. товарами. Но не прошло и 4 дней со дня этого приказа, как Виниус собственною рукою пишет новый приговор: за тое его (Атласова) службу, и за прииск, сверх прежней его дачи и за раны его, и чтоб впредь ему великому государю свою службу в тех приисках новых землиц и дальних народов показать — дать ему на Верхотурье денег 50 рублев, да товарами, какие ему пригодны, на 50 же рублев[1].

Из других дел Сибирского приказа за время управления Виниуса известны еще — введение продажи игральных карт в Сибири (из фискальных целей, вопреки желанию населения)[2]: наложение запрещения на вывоз бобрового пуху за море; принятие мер против казацких волнений в Нерчинске; вызов самоедских шаманов из Березова в Москву — по-видимому, для удовлетворения любознательности государя; с такою же целью — требование присылки 10 живых соболей и 10 пудов магнита из Верхотурья; распоряжение о продаже прибывшей в Москву партии чаю в 7 пуд. 20 фун. Среди челобитных за это время попадаются: челобитная жителей Тары о присылке им часовщика для за-

  1. Новые данные о Вл. Атласове, Н. Оглоблина, Чт. М. Общ. ист. и др. 1888 г., кн. I, стр. 17.
  2. Бытовые черты н. XVIII в. Н. Оглоблина, 5—6.