Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/295

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

неможенія, несмотря на свой почтенный возрастъ. Рѣдкіе дѣятели Петровскаго времени соединяли въ своихъ рукахъ такое большое количество дѣлъ, которое лежало на Виніусѣ; да иначе и быть не могло — врядъ ли кто изъ сотрудниковъ Петра обладалъ такими разнообразными познаніями, какъ этотъ „русскій нѣмецкаго происхожденiя — какъ называетъ его Корбъ. Онъ зналъ нѣсколько языковъ, прекрасно владѣлъ русскимъ литературнымъ слогомъ, имѣлъ большую, разнообразную библіотеку; обладая гибкимъ умомъ, онъ умѣлъ быть и хорошимъ администраторомъ, и дипломатомъ, и дѣятелемъ просвѣщенія, и аптекаремъ, и заводчикомъ, и литейщикомъ; зналъ корабельное дѣло, былъ опытенъ въ финансовыхъ вопросахъ, интересовался геологіей и географіей. Его мы видимъ въ Москвѣ въ приказахъ, въ Верхотурьѣ и Тулѣ на заводахъ, въ Вильно — ведущимъ переговоры съ почтмейстеромъ, въ Малороссіи — въ роли правительственнаго агента, въ Гродно — при артиллеріи, наконецъ за границей. Жизнь закончилъ онъ въ Петербургѣ: онъ былъ въ числѣ первыхъ насельниковъ новой столицы. Почти до смерти онъ не переставалъ заниматься наукою.

Подражая царю, который

То академикъ, то герой,
То мореплаватель, то плотникъ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На тронѣ вѣчный былъ работникъ,


Виніусъ былъ такимъ же въ тѣхъ сферахъ, куда помѣщала его властная рука преобразователя Россіи. Судьба отказала ему въ счастіи — насладиться семейными радостями; судьба же отказала ему и въ другомъ счастіи, о которомъ мечтаетъ всякій труженикъ — увидѣть окончательные плоды своей дѣятельности. Онъ не дожилъ до конца Сѣверной войны, которая была ведена флотомъ и артиллеріей, въ созиданіи которыхъ Виніусъ былъ однимъ изъ главныхъ помощниковъ Петра.

Тот же текст в современной орфографии

неможенія, несмотря на свой почтенный возраст. Редкие деятели Петровского времени соединяли в своих руках такое большое количество дел, которое лежало на Виниусе; да иначе и быть не могло — вряд ли кто из сотрудников Петра обладал такими разнообразными познаниями, как этот „русский немецкого происхождения — как называет его Корб. Он знал несколько языков, прекрасно владел русским литературным слогом, имел большую, разнообразную библиотеку; обладая гибким умом, он умел быть и хорошим администратором, и дипломатом, и деятелем просвещения, и аптекарем, и заводчиком, и литейщиком; знал корабельное дело, был опытен в финансовых вопросах, интересовался геологией и географией. Его мы видим в Москве в приказах, в Верхотурье и Туле на заводах, в Вильно — ведущим переговоры с почтмейстером, в Малороссии — в роли правительственного агента, в Гродно — при артиллерии, наконец за границей. Жизнь закончил он в Петербурге: он был в числе первых насельников новой столицы. Почти до смерти он не переставал заниматься наукою.

Подражая царю, который

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На троне вечный был работник,


Виниус был таким же в тех сферах, куда помещала его властная рука преобразователя России. Судьба отказала ему в счастье — насладиться семейными радостями; судьба же отказала ему и в другом счастье, о котором мечтает всякий труженик — увидеть окончательные плоды своей деятельности. Он не дожил до конца Северной войны, которая была ведена флотом и артиллерией, в созидании которых Виниус был одним из главных помощников Петра.