Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/302

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

времени, всячески ласкавшіе иностранцевъ, вродѣ Арт. Серг. Матвѣева, кн. Вас. Вас. Голицына, или даже родственники Виніуса (думный дьякъ Ем. Игн. Украинцовъ). Кн. В. В. Голицынъ весьма интересовался почтовымъ дѣломъ и сношеніями внѣшними и внутренними вообще; онъ, напр., настойчиво требовалъ возстановленія приходившей въ упадокъ Виленской почты, ему принадлежитъ починъ въ дѣлѣ устройства Сибирской почты; Ем. Игн. Украинцову Виніусы обязаны учрежденіемъ Архангелогородской почты. Правда, правительство уже понимало многія детали почтоваго дѣла и вмѣшивалось въ его распорядокъ довольно энергично; но Виніусомъ очень дорожили, какъ знающимъ и опытнымъ дѣльцомъ, и потому допускали соблюденіе имъ собственныхъ интересовъ.

Когда А. А. Виніусъ сталъ быстро подвигаться въ своей служебной карьерѣ, завѣдываніе сложнымъ почтовымъ дѣломъ стало ему не подъ силу, и вотъ „за его службу“ 8 іюля 1695 года Рижская и Виленская почты были переданы его сыну, Матвѣю. Указъ объ этомъ былъ подписанъ думнымъ дьякомъ Украинцовымъ[1]. Но Матвѣй Виніусъ былъ личностью довольно блѣдною, и настоящимъ хозяиномъ предпріятія былъ все-таки его отецъ, который въ нѣкоторыхъ случаяхъ открыто проявляетъ свое участіе въ почтовыхъ дѣлахъ, и Петръ Великій, отнимая у Матвѣя Виніуса почты въ 1701 г., писалъ по этому поводу самому Андрею Андреевичу и имѣлъ въ виду именно наказать отца, а не сына.

Наиболѣе существенная разница въ положеніи Виніусовъ, какъ почтмейстеровъ, по сравненію съ Марселисами, заключается именно въ томъ, что у Виніусовъ не могло возникать столкновеній съ приказомъ, гдѣ Ан-

  1. Т. II, № 84. Матвѣй Виніусъ еще 18 окт. 1693 г. получилъ завѣдываніе новооткрытою Архангелогородскою почтою, не безъ участія того-же Украинцова.
Тот же текст в современной орфографии

времени, всячески ласкавшие иностранцев, вроде Арт. Серг. Матвеева, кн. Вас. Вас. Голицына, или даже родственники Виниуса (думный дьяк Ем. Игн. Украинцов). Кн. В. В. Голицын весьма интересовался почтовым делом и сношениями внешними и внутренними вообще; он, напр., настойчиво требовал восстановления приходившей в упадок Виленской почты, ему принадлежит почин в деле устройства Сибирской почты; Ем. Игн. Украинцову Виниусы обязаны учреждением Архангелогородской почты. Правда, правительство уже понимало многие детали почтового дела и вмешивалось в его распорядок довольно энергично; но Виниусом очень дорожили, как знающим и опытным дельцом, и потому допускали соблюдение им собственных интересов.

Когда А. А. Виниус стал быстро подвигаться в своей служебной карьере, заведование сложным почтовым делом стало ему не под силу, и вот „за его службу“ 8 июля 1695 года Рижская и Виленская почты были переданы его сыну, Матвею. Указ об этом был подписан думным дьяком Украинцовым[1]. Но Матвей Виниус был личностью довольно бледною, и настоящим хозяином предприятия был всё-таки его отец, который в некоторых случаях открыто проявляет свое участие в почтовых делах, и Петр Великий, отнимая у Матвея Виниуса почты в 1701 г., писал по этому поводу самому Андрею Андреевичу и имел в виду именно наказать отца, а не сына.

Наиболее существенная разница в положении Виниусов, как почтмейстеров, по сравнению с Марселисами, заключается именно в том, что у Виниусов не могло возникать столкновений с приказом, где Ан-

  1. Т. II, № 84. Матвей Виниус еще 18 окт. 1693 г. получил заведование новооткрытою Архангелогородскою почтою, не без участия того же Украинцова.