Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/83

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

дуетъ. Монополія желѣзнаго промысла была имъ предоставлена съ 1 сент. 1648 г. на 20 лѣтъ. Но ссора Марселиса съ Виніусомъ тянулась еще и въ 1651 г. Внимательное разсмотрѣніе ихъ дѣла приводитъ къ тому выводу, что партія Марселиса была оплотомъ для тѣхъ протестантовъ, которые хотѣли жить обособленно отъ русскихъ, и стремились всячески эксплуатировать пріютившую ихъ страну[1].

Въ 1657 году Марселисъ и Акема получили для заводовъ на р. Угодкѣ 100 пустошей и Вышегородскую волость[2]. Есть свѣдѣнія, что заводы были подѣлены Марселисомъ и Акемою: Марселисъ владѣлъ заводами Городищенскими (основ. Виніусомъ) и Каширскими, а Акема — Протовскимъ и Угодским[3]; но въ 70-хъ годахъ Протовскiй заводъ принадлежалъ Марселису. Правительство брало у нихъ мастеровъ для работы на казенныхъ заводахъ.

Въ разрядныхъ столбцахъ Бѣлгородскаго стола (№ 413 и 434) Моск. Архива М. Ю. находимъ — Дѣло 1670 г. о наймѣ струговъ для перевозки взятыхъ на заводѣ на р. Поротвѣ у Петра Марселиса 170 якорей струговыхъ, вѣсомъ по 5 пуд., въ Ряжскъ (а оттуда въ Козловъ на подводахъ); тамъ же, № 438, читаемъ, что по челобитью Чугуевскихъ „виноградныхъ и арбузныхъ садовниковъ“ на мотыки, заступы, топоры и пр. велѣно взять желѣза въ Тулѣ у Петра Марселиса (при этомъ узнаемъ, что за пудъ прутового желѣза Марселисъ получалъ отъ казны 16 алт. 4 деньги).

Въ 1664 году Петръ Марселисъ, уже старикомъ, былъ снова посланъ за-границу посломъ къ императору,

  1. Цвѣтаевъ, 693. У него же подробно изложено дѣло Виніуса съ Марселисомъ и Акемою.
  2. Цвѣтаевъ, 271.
  3. Цвѣтаевъ, 71З Каширскіе (нын. Тул. губ.), Протовскій и Угодскій (Калуж. губ.) возникли въ 50-хъ годахъ XVII в. и были сначала въ вѣдомствѣ Приказа Большой казны и Приказа Тайныхъ дѣлъ, а позже — въ Приказѣ Большого дворца.
Тот же текст в современной орфографии

дует. Монополия железного промысла была им предоставлена с 1 сент. 1648 г. на 20 лет. Но ссора Марселиса с Виниусом тянулась еще и в 1651 г. Внимательное рассмотрение их дела приводит к тому выводу, что партия Марселиса была оплотом для тех протестантов, которые хотели жить обособленно от русских, и стремились всячески эксплуатировать приютившую их страну[1].

В 1657 году Марселис и Акема получили для заводов на р. Угодке 100 пустошей и Вышегородскую волость[2]. Есть сведения, что заводы были поделены Марселисом и Акемою: Марселис владел заводами Городищенскими (основ. Виниусом) и Каширскими, а Акема — Протовским и Угодским[3]; но в 70-х годах Протовский завод принадлежал Марселису. Правительство брало у них мастеров для работы на казенных заводах.

В разрядных столбцах Белгородского стола (№ 413 и 434) Моск. Архива М. Ю. находим — Дело 1670 г. о найме стругов для перевозки взятых на заводе на р. Поротве у Петра Марселиса 170 якорей струговых, весом по 5 пуд., в Ряжск (а оттуда в Козлов на подводах); там же, № 438, читаем, что по челобитью Чугуевских „виноградных и арбузных садовников“ на мотыги, заступы, топоры и пр. велено взять железа в Туле у Петра Марселиса (при этом узнаем, что за пуд прутового железа Марселис получал от казны 16 алт. 4 деньги).

В 1664 году Петр Марселис, уже стариком, был снова послан за границу послом к императору,

  1. Цветаев, 693. У него же подробно изложено дело Виниуса с Марселисом и Акемою.
  2. Цветаев, 271.
  3. Цветаев, 71З Каширские (нын. Тул. губ.), Протовский и Угодский (Калуж. губ.) возникли в 50-х годах XVII в. и были сначала в ведомстве Приказа Большой казны и Приказа Тайных дел, а позже — в Приказе Большого дворца.