Страница:Pravoslavnye russkie obiteli.pdf/52

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

опасался за жизнь свою и своихъ спутниковъ. Ихъ судно было прибито къ одному острову въ устьѣ р. Онеги. Преданіе говоритъ, что Никонъ, выйдя на островъ, спросилъ: «кій сей островъ?» Такъ какъ островъ оказался совершенно пустыннымъ, никому неизвѣстнымъ и неимѣющимъ никакого наименованія, то Никонъ сказалъ: «такъ пусть же этотъ островъ называется Кій!»

Въ благодарность за свое спасеніе Никонъ далъ обѣтъ построить здѣсь монастырь въ честь Животворящаго Креста Господня и въ знакъ этого водрузилъ деревянный крестъ, который существуетъ на Кій-островѣ и донынѣ и находится въ часовнѣ на берегу моря. Это было въ 1630 году. Когда въ 1652 году Никонъ, уже митрополитъ новгородскій, былъ посланъ царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ въ Соловки для перенесенія оттуда въ Москву мощей митрополита Филиппа, онъ на обратномъ пути изъ Соловокъ посѣтилъ островъ Кій, осмотрѣлъ крестъ, поставленный имъ здѣсь, и повторилъ свой обѣтъ о построеніи монастыря. Въ память этого посѣщенія острова Никономъ съ мощами святителя Филиппа здѣсь впослѣдствіи сооружена была существующая и донынѣ часовня съ крестомъ внутри нея.

Сдѣлавшись патріархомъ, Никонъ рѣшилъ осуществить свой обѣтъ о построеніи монастыря. Въ 1656 году онъ испросилъ у царя Алексѣя Михайловича грамоту на построеніе обители на островѣ Кіѣ. Кромѣ того, царь, по расположенію къ Никону, пожаловалъ на строеніе 6000 руб. и приписалъ къ нему многія окружныя деревни съ крестьянами и различныя угодья. Такимъ образомъ, въ самомъ началѣ своего существованія монастырь въ матеріальномъ отношеніи былъ вполнѣ обезпеченъ.

Никонъ лично принималъ непосредственное участіе въ устроеніи обители; подъ его наблюденіемъ производилась постройка первыхъ монастырскихъ храмовъ. Чтобы привлечь къ новооснованному монастырю вниманіе благочестивыхъ богомольцевъ и паломниковъ, Никонъ позаботился дать ему святыню. Для этого онъ отправилъ въ Палестину особаго іеромонаха съ порученіемъ устроить тамъ изъ кипариса крестъ по точному размѣру и подобію креста Христова. Порученіе патріарха было исполнено въ точности, и устроенный въ Палестинѣ крестъ былъ привезенъ въ Москву. Никонъ обложилъ его листами позлащеннаго серебра и вложилъ въ него многія святыни. Такъ, въ верхній серебряный, вызолоченный ковчегъ были вложены части Древа Креста Господня и Ризы Господней, въ нижній ковчегъ еще часть Древа Креста Господня, къ которой и нынѣ прикладываются богомольцы. Въ пятнадцати серебряныхъ позолоченныхъ звѣздахъ, которыми украшенъ крестъ, находятся части Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа, гдѣ родился Господь, пещеры, гдѣ Онъ постился, камня гроба Пресвятой Богородицы

Тот же текст в современной орфографии

опасался за жизнь свою и своих спутников. Их судно было прибито к одному острову в устье р. Онеги. Предание говорит, что Никон, выйдя на остров, спросил: «кий сей остров?» Так как остров оказался совершенно пустынным, никому неизвестным и не имеющим никакого наименования, то Никон сказал: «так пусть же этот остров называется Кий!»

В благодарность за свое спасение Никон дал обет построить здесь монастырь в честь Животворящего Креста Господня и в знак этого водрузил деревянный крест, который существует на Кий-острове и доныне и находится в часовне на берегу моря. Это было в 1630 году. Когда в 1652 году Никон, уже митрополит новгородский, был послан царем Алексеем Михайловичем в Соловки для перенесения оттуда в Москву мощей митрополита Филиппа, он на обратном пути из Соловок посетил остров Кий, осмотрел крест, поставленный им здесь, и повторил свой обет о построении монастыря. В память этого посещения острова Никоном с мощами святителя Филиппа здесь впоследствии сооружена была существующая и доныне часовня с крестом внутри неё.

Сделавшись патриархом, Никон решил осуществить свой обет о построении монастыря. В 1656 году он испросил у царя Алексея Михайловича грамоту на построение обители на острове Кие. Кроме того, царь, по расположению к Никону, пожаловал на строение 6000 руб. и приписал к нему многие окружные деревни с крестьянами и различные угодья. Таким образом, в самом начале своего существования монастырь в материальном отношении был вполне обеспечен.

Никон лично принимал непосредственное участие в устроении обители; под его наблюдением производилась постройка первых монастырских храмов. Чтобы привлечь к новооснованному монастырю внимание благочестивых богомольцев и паломников, Никон позаботился дать ему святыню. Для этого он отправил в Палестину особого иеромонаха с поручением устроить там из кипариса крест по точному размеру и подобию креста Христова. Поручение патриарха было исполнено в точности, и устроенный в Палестине крест был привезен в Москву. Никон обложил его листами позлащенного серебра и вложил в него многие святыни. Так, в верхний серебряный, вызолоченный ковчег были вложены части Древа Креста Господня и Ризы Господней, в нижний ковчег еще часть Древа Креста Господня, к которой и ныне прикладываются богомольцы. В пятнадцати серебряных позолоченных звездах, которыми украшен крест, находятся части Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа, где родился Господь, пещеры, где Он постился, камня гроба Пресвятой Богородицы