Страница:Russkii vestnik volume 44.pdf/354

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


 345
Изъ деревни.

пошелъ задавать рикошеты. Пень – рикошетъ; человѣкъ – рикошетъ; законъ – рикошетъ; наука – рикошетъ; искусство – рикошетъ, et sic in infinitum.

Часто Базаровъ, повидимому обласканный судьбою, особливо если сравнить его настоящее съ прошедшимъ, тѣмъ не менѣе, судя по боязливому шепоту его кліентовъ, озлобленъ. Намъ смѣшно. Мы думаемъ: Господи! на кого и за что? А войдите въ его положеніе. Онъ настолько уменъ, что чувствуетъ невозможность основать жизнь на рикошетахъ. Но въ извѣстныхъ лѣтахъ не дашь себѣ нравственной основы, если ея нѣтъ. Не даромъ Нѣмцы говорятъ: „Чему Ваничка не выучился, Иванъ не выучится во вѣки.“ (Was Hänschen nicht lernt, lernt Hans nimmermehr.)

Мы страдаемъ болѣзненнымъ продукътомъ нашего несоразмѣрнаго стремленія къ высшему образованію. Объяснимся. Мы толкуемъ объ исключительности правительственной иниціативы. Эта иниціатива нигдѣ невыразилась съ такою силой, какъ въ Петровской реформѣ. Передъ лицомъ прогресса правительство было все, а народъ ничто, и отношеніе между ними было чисто крѣпостное. Пріѣхалъ баринъ изъ-за границы въ имѣніе и видитъ, что старое негодится. Ломай старое! Сломали. Надо же и новое: надо повара, слесаря, бухгалтера, столяра и т.д., а гдѣ ихъ взять? Не дожидаться же, въ продолженіе тысячи лѣтъ, добровольнаго предложенія на спросъ со стороны народа? Баринъ пособралъ первыхъ попавшихся мальчиковъ и отдалъ въ науку. Разумѣется, первая отдача сопровождалась похоронными проводами и голосьбой; но когда родители и сверстники убѣдились, что преждевременная смерть не есть неминуемое слѣдствіе науки, а увидали напротивъ преуспѣяніе ученыхъ, то начали являться добровольныя жертвы, при непремѣнномъ условіи получить за выучку тѣ же льготы и выгоды, какими пользуются ихъ предшественники. Такъ, у многихъ помѣщиковъ, обучившійся какому-либо мастерству крестьянинъ получалъ исключительное право жениться и выбирать невѣсту. То же самое дѣлало правительство, вербуя для своихъ цѣлей спеціалистовъ.

Съ паденіемъ крѣпостныхъ отношеній рушился подобный порядокъ вещей. Дѣло стало на коммерческую ногу, и пошло на предложеніе и требованіе. Теперь посмотримъ, много ли найдется охотниковъ, изъ дворовыхъ или мѣщанъ, платитъ Яру