Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 13. Волчанка - Высшая (1929).pdf/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жизни. Рабские, крепостнические, буржуазные приемы воспитания (всякие «скалы наказаний», разделение учащихся на овец и козлищ, предоставление одним ребятам права наказывать других, разжигание детских самолюбий, детского карьеризма, культивирование индивидуализма) должны встречать дружный отпор как со стороны учащихся, так и со стороны учащих. Партийные, советские и общественные организации нашей страны влияют воспитывающе и на воспитателя. Воспитатель не стоит над общественностью, он должен участвовать в революционной (преобразующей жизнь) практике.

Только при этих условиях он в состоянии будет испытать на себе ее воспитывающее влияние. Вот почему надо всячески бороться со стремлением оторвать учителя от общественной работы и замкнуть его в стены школы. Воспитывающее влияние организованной общественности испытывают на себе и родители. И когда эта общественность ближе подойдет к вопросам воспитательной работы, она повлияет и на родителей, заставит их на многие свои методы воспитания посмотреть новыми глазами. Тогда весь общественный уклад, вся реорганизующаяся жизнь, тогда школа и воспитатель, тогда семья — все будут воспитывать ребят и молодежь в духе ленинизма, в духе марксизма.

Так организуемое воспитание, пожалуй, ближе всего подойдет под определение, данное в свое время Сен-Симоном: «Под воспитанием в самом общем значении этого слова следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления каждого нового поколения к тому общественному строю, к к-рому его призывает поступательное движение человечества».

Вопросы, требующие проработк и. Коммунистическое В. тогда только может быть правильно поставлено, если оно будет научно обосновано.

Чтобы правильно воспитывать, надо знать, что  — представляет собою ребенок, как он развивается. Современное состояние биологии — науки о живых, развивающихся организмах, особенно изучение работы головного мозга, нервной системы, желез внутренней секреции — дает возможность изучить законы формирования развивающейся детской личности. Эти законы изучает педология (см.). Педология — наука мо'лодая. Она коренным образом отличается от старой психологии. Старая психология прекрасно уживалась с идеализмом. Что касается педологии, то она по самому существу своему материалистична. Давно уже разрушена легенда об отдельном существовании души и тела, давно уже твердо установлено, что психологическая жизнь человека неотделима от работы его нервной системы, от работы головного мозга. Учение о наследственности и учение о рефлексах вскрыли механику образования тех сложных реакций, которые известны под именем психической деятельности. Особенно много внесла в этом отношении в последнее время невропатология, изучающая болезни нервной системы и их причины. Учение о рефлексах осветило еще один вопрос — оно объяснило влияние на психическую деятельностьчеловека окружающей общественной среды.

Перекинут мост между двумя областями материалистической науки. Правда, не везде еще эта новая наука носит материалистический характер. В странах буржуазных педология постоянно соскальзывает со своих материалистических основ. Поэтому следует иметь в виду, главным образом, советскую педологию, которая имеет уже и теперь серьезные достижения.

Но педология  — еще не все в педагогике (науке о воспитании подрастающего поколения). Педология вскрывает эффективность тех или иных воздействий, их биологическую целесообразность, жизненные лимиты (ограничения) этих воздействий на различных ступенях развития ребенка. Педагогика включает в себя педологию, но не исчерпывается ею. Нужна еще увязка, синтез между педологией и марксистской социологией, взятой под углом зрения воздействия на подрастающее поколение.

Нам необходимо марксистское понимание среды. Мы не хотим изолировать ребенка от жизни. Нам этого не нужно. Это нужно было помещикам, отдававшим своих детей в закрытые учебные заведения: институты, кадетские корпуса, лицеи. Это нужно было буржуазии, отдававшей своих детей в филантропины, отдающей их в «сельские воспитательные учреждения». Чем дальше живут дети от живой жизни с ее борьбой, чем меньше, хуже они понимают эту жизнь, эту борьбу, тем им легче. Слепота к явлениям окружающей жизни помогает им тверже отстаивать свою, помещичью, буржуазную точку зрения.

Мы организуем воспитание наших детей в гуще жизни, при помощи этой кипучей жизни, идущей по пути неустанной и все более глубокой борьбы за социализм.

Однако, воспитание в гуще жизни требует очень серьезных предпосылок. Оно требует знания окружающей среды. Не поверхностного, краеведческ. в старом смысле слова, или обывательского знания этой среды.

Оно требует марксистского анализа этой среды, анализа общественных явлений, в ней происходящих, умения понять их значимость, их взаимозависимость, их причины, их положительное или отрицательное значение. Необходимо умение связать общественные явления, наблюдаемые в окружающей среде, с процессами, происходящими во всей стране, с практическими задачами текущего момента. Пока у нас существуют лишь отдельные попытки изучать жизнь волости, того или иного района города, того или иного рабочего или крестьянского коллектива. Учительство, в своей массе, еще не владеет методом такого марксистского анализа среды. Надо вооружить его этим методом.

Но этого мало. Нужно не просто констатировать те или иные явления. Нужно уметь отличать в этих явлениях пережитки старого, обреченного на гибель, и ростки нового.

Надо отдать себе отчет в том, каким путем пойдет отмирание старого и развитие ростков нового. Без этого нельзя определить, что надо поддерживать, с чем надо бороться и какими методами поддерживать или бороться. Если у воспитателя нет ясного 8*