Страница:Красный библиотекарь (журнал), 1923, № 1.pdf/40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Необходимо лишь помнить о крайней важности политической работы в библиотеке и именно ею и важно наполнить все вышеизложенные пути и виды культурной работы.

Дети и подростки все время соприкасаются с улицей. Мимо политических событий с закрытыми глазами они не проходят. Они первые узнают все политические новости, и они ярче других их воспринимают. Для нас важно учесть это и дать возможность подростку правильно осознать все современные ему события. Библиотека, как книжный, культурный и политико-просветительный центр, лучше, чем какое-либо другое учреждение, поможет и всей своей работой, и чтением книг осознать все то, что происходит кругом. Важно только, чтобы сам библиотекарь был в курсе политической жизни страны, читал газеты, следил за агиткампаниями и строил работу в своей библиотеке согласно современным задачам. Подростки будут в этой работе лучшими агитаторами и помощниками у библиотекаря. Наладив их организацию, библиотекарь может наладить и культурные самостоятельные организации взрослых в своей библиотеке. А подростки, имея в библиотеке работу, удовлетворяющую их интересы, смогут получить углубленные знания и нужные навыки к работе с книгой.

Н. Херсонская.
Библиотечное ученичество.

Чем больше смотришь и исследуешь наши библиотеки, тем больше убеждаешься в поистине страшном, зияющем отсутствии работников — руководителей, библиотечных мастеров. Я видел библиотеки прекрасно поставленные, в работе которых чувствуется подлинный творческий пафос, и на ряду с этим, в других местах — полная беспомощность, „детский лепет“ или консерватизм, застылость, черствость. И — понятно — серого, темного, приходится видеть больше, чем творческого пафоса; это в центрах, а что же там, „во глубине России?“ И вот, как представишь себе в перспективе эту картину — охватывает злое бессилие: откуда взять эту массу работников, нужны ли все эти книги, методики по активной работе, указатели, остроумные опыты и творческие начинания, когда книги или не читают, или не хотят читать, когда опыты не могут повторять, не в силах даже повторить?

Присмотревшись, заметишь, что у нас кристаллизировались два типа библиотекарей. И если грубо топором срубить их характеристики, то, получится так: первый тип — интеллигенты, со стажем (преобладают в политпросветовских библиотеках), второй — люди из пролетарской среды, без стажа, без общеобрвзовательной подготовки (преобладают в красноармейских библиотеках).

О первом типе общее виечатление такое: это цитадель рутины, яркий образчик того, как образование переработалось не в умственные мышцы, а в умственный жир (Спенсер). В лучшем случае здесь наблюдается увлечение библиотечной техникой (достигают „ажура“) в ущерб активной работе;