ЛЕЛЕВЕЛЬ (Lelewel), Иоахим (1786—1861), крупный польский историк и политический деятель, а также автор работ по археологии, географии, филологии, по истории права, по литературе. За связь с «филаретами» (подпольный кружок польской патриотически-демократической молодежи) был устранен от преподавания в Виленском ун-те и в 1824 переехал в Варшаву. В 1828 избран депутатом польского сейма. Во время польского восстания 1830—1831 был представителем левых демократических кругов и «провозгласил аграрную революцию единственным средством спасения страны» (Маркс и Энгельс, Сочинения, том VI, стр. 383).
В январе 1831 Л. был арестован, но вскоре освобожден под давлением революционно настроенных масс Варшавы. Вместе с другими деятелями эмигрировал во Францию, откуда был выселен по требованию царского правительства и переехал в Брюссель, где жил почти до самого конца своей жизни. В Брюсселе в международном демократическом обществе (в к-ром товарищем председателя для Германии был Карл Маркс) товарищем председателя для Польши был Лелевель (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. XII, ч. 1, стр. 479). На публичном митинге в Брюсселе в конце 1847 Л. присоединился к резолюциям Первого международного конгресса пролетариата, собравшегося тайно в Лондоне и издавшего Коммунистический манифест (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 551). В феврале 1848 Л. вместе с К. Марксом и др. от имени Комитета демократической ассоциации подписал адрес «Гражданам членам Временного правительства французской республики» (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. V, стр. 578). В дальнейшем Л., как и почти все польские эмигранты того времени — консерваторы и демократы без различия, — связывал свои патриотические надежды с Бонапартом. В сентябре 1852 Л. в качестве представителя польской «централизации» демократических эмигрантов приехал в Лондон с планом польского восстания, главным козырем к-рого должно было быть сотрудничество с Бонапартом. Этот план он и другие предлагали тогда Кошуту и Мадзини. Маркс жестоко высмеивал этот наивный план (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXI, стр. 400).
Работа по древней истории Польши и других славянских народов привела Л. к убеждению, что первобытным общественным строем Польши была сельская социалистическая община. Этот строй был уничтожен чужеземными завоевателями, к-рые отняли у народа его землю и превратили его в крепостное крестьянство. Маркс писал: «Своими тщательными исследованиями экономических условий, превративших польских крестьян из свободных в крепостных, старик Лелевель сделал гораздо больше для выяснения порабощения своей родины, нежели целая толпа писателей, у которых весь багаж сводится просто к ругательствам по адресу России» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XI, ч. 1, стр. 508).
Лит.: Маркс и Энгельс, Соч., указанные в тексте; Orgelbranda S., Encyklopedja Powszechna, t. IX, Warszawa, 1901.