Пальмы (Palmae, см. табл. „Пальмы I—IV“), семейство однодольных растений из порядка Principes, заключающее красивые деревья с простым, растущим верхушечной почкой и не способным утолщаться стволом. Лишь немногие П. имеют ствол на верхушке слабо разветвленный (Hyphaene). Ствол обыкновенно одинаковой толщины на всем протяжении, реже он бывает толще в средине или внизу. Высота ствола у разных П. колеблется от 40—50 м. до 1—2 м. Особый тип составляет род Calamus с вьющимся стволом 90—160 м. длины и 25 см. толщины. Снаружи ствол П., вследствие сохранения остатков листовых влагалищ, представляется чешуйчатым или, если листья отделяются целиком, кольчатым от присутствия листовых следов (см. рис.); иногда он бывает покрыт колючками. Внутри ствола находятся длинные крепкие волокна — сосудистые Кусок ствола пальмы.
Вверху — поперечн. разрез ствола с обозначением расположения сосудистых пучков; внизу — кусок ствола с кольцами листовых следов. пучки, переходящие также в листья и расположенные, если наблюдать поперечный разрез ствола, без всякого порядка (см. рис. и сосудистые пучки). Очень крупные листья П. в основании обхватывают ствол на подобие влагалища, имеют снизу выпуклые черешки и пальчато или веерообразно (веерные П.), или перисто-раздельные пластинки; изредка встречаются П. с нераздельными, только на верхушке двулопастными листьями. Разделение пластинки происходит путем разрывания ткани как раз по тем линиям, по которым пластинка была сложена в почке. Соцветия П. являются в виде колосьев или метелок, выходящих из пазух старых листьев; они часто бывают висячими, достигают громадной величины и состоят из мелких, невзрачных цветов. У основания соцветий находится один или неск. листьев-покрывал (spatha), вначале совершенно скрывающих соцветие. Если соцветие очень большое, то и покрывало достигает значительной величины (напр. у Oreodoxa regia до 2,5 м.). Цветы часто помещаются в особых углублениях на толстых ветвях соцветия, поэтому соцветия П. причисляют к початкообразным (spadix). Цветы вследствие недоразвития часто бывают однополыми, одно- или двудомными. Чашечкообразный, зеленый, белый или желтоватый околоцветник состоит из трех внешних и трех, чередующихся с ними, внутренних, свободных или отчасти сросшихся листочков. Тычинок также обыкновенно 6, расположенных двумя кругами, иногда бывает больше. Верхняя завязь обыкновенно более или менее шаровидна или трехлопастная, б. ч. трехгнездная с одной семяпочкой в каждом гнезде; часто, однако, плодоносным оказывается только одно гнездо. Свободные или сросшиеся три столбика несут простые рыльца. Плоды б. ч. бывают окружены затвердевшим околоцветником; они обыкновенно являются в форме ягод или костянок с мясистой или волокнистой мякотью и бумагообразным, деревянистым или напоминающим кость внутреплодником (эндокарпием). Семя выполняет внутреннее пространство ядра, окруженного этим эндокарпием; обильный белок вначале бывает жидким, молокообразным, затем затвердевает и делается хрящеватым или роговидным. Зародыш располагается в углублении белка и бывает покрыт, как крышечкой, особым тонким слоем белка; обыкновенно он является в форме цилиндра или шара с корешком, обращенным к периферии семени. При прорастании, появляется стержневой (главный) корень, который, однако, скоро заменяется придаточными.
Известно около 1000 видов П., растущих преимущественно в тропиках. П. разделяются на след. подсемейства: Coryphoideae (Coryphinae) с односемянными ягодами и веерообразными, реже перистыми листьями; Borassoideae (Borassinae) с крупными 1—3-семянными костянковыми плодами и веерными листьями; Lepidocaryoideae (Lepidocaryinae) с покрытыми чешуями плодами; Ceroxyloideae (Ceroxylinae) — с односемянными ягодами или 1—3-семянными костянками и перистыми листьями; Phytelephantoideae (Phytelephantinae), отличающееся рудиментарным покрывалом и головчатым соплодием. Эти подсемейства, в свою очередь, распадаются на более мелкие группы. П. флоры восточного и западного полушария резко различаются друг от друга по составу; каждому полушарию свойственны свои роды П. Только кокосовая П. (Cocos nucifera), масличная П. (Elaeis guineensis) и Raphia vinifera встречаются в Старом и Новом Свете. В южн. Европе встречается только карликовая П. (Chamaerops humilis); финиковая П. разводится в Италии и Испании. Лишь в редких случаях П. растут большими чистыми насаждениями; обыкновенно они встречаются по одиночке или мелкими группами в равнинах, по берегам рек, или примешиваются к другим деревьям в лесах. Большинство П. растут в равнинах при средней температуре 22—24°; однако, два вида (низкорослая Oreodoxa и до 50 м. высоты Ceroxylon andicola) в теплых и влажных долинах вост. Анд поднимаются до границы высокорослого леса, до 2700 м. над уровнем моря.
В ископаемом состоянии найдены остатки П. начиная с мелового периода до третичного включительно; чаще всего остатки П., встречаются в третичных отложениях. Установлено также, что в третичную эпоху П. росли под 54° сев. шир.; во время плиоцена они исчезли из Европы, за исключением одного вида, который, повидимому, не отличается от Chamaerops humilis.
П. доставляют хлеб, вино, масло и древесину. Из сердцевины Metroxylon Rumphii добывают саго; молодые листья и почки Euterpe oleracea служат овощью (пальмовая капуста); мякоть плодов многих видов съедобна; в пищу идут также косточки (кокосовое молоко, масло, мука). Многие виды (напр. Arenga saccharifera) дают из стволов сладкий сок, перерабатываемый в вино или на сахар. Стволы некоторых видов П. выделяют воск (Ceroxylon); волокна из плодов или листьев идут на ткани. П. древесина находит самое разнообразное употребление. Важную роль играют П. также в качестве декоративных растений; для них строят специальные пальмовые теплицы — обыкновенно высокие помещения, приспособленные к высокому росту многих видов П. П. не требуют особенно высокой температуры и вообще гораздо выносливее, чем до сих пор думали. Многие виды хорошо идут в комнатной культуре. Пальмовая ветвь с древнейших времен служила символом мира и радости. См. Seeman, „Die Palmen“ (2 изд., Лейц., 1863); de Kerchove de Denterghem, „Les Palmiers“ (Пар., 1878); Grisard и Vandenberghe, „Les palmiers utiles et leurs alliés“ (Пар., 1889); Baillon, „Monographie des palmiers“ (1895); Brinckmeier, „Anleitung zur Kenntnis, Anzucht u. Kultur der Palmen“ (2 издан., Ильменау, 1886); Salomon, „Die Palmen etc. für Gewächshaus und Zimmerkultur“ (Берл., 1887).