Библия для верующих и неверующих (Ярославский)/1/1

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Библия для верующих и неверующих — Бог до сотворения мира
автор Емельян Михайлович Ярославский
См. содержание. Источник: Ярославский Е. М. Библия для верующих и неверующих. — М.: Госполитиздат, 1959. — Переиздание 10-го изд. 1938 года с незнач. ред. измен-ми.

[15]

Глава первая
Бог до сотворения мира

«В начале сотворил бог небо и землю» (Бытие, I, 1). Так начинается книга Бытия, написанная никак не раньше 2 500 лет тому назад. Когда же было это библейское «вначале»? Верующие в то, что написано в библии, исчисляют существование мира «от начала сотворения мира» до сегодняшнего дня в 7 445 лет[1].

На минуту поверим и мы в это. Но пытливый человеческий ум никак не может на этом успокоиться. Если 7 445 лет тому назад бог начал творить небо и землю, то что же было до этого времени? На это синодальное издание библии отвечает: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою» (Бытие, I, 2).

Существует множество переводов библии, написанной сначала на древнееврейском языке. Эти переводы иногда очень разнятся один от другого. Эти переводы были пересмотрены целой дюжиной знаменитейших профессоров богословия во главе с профессором Каучем. И вот после этой проверки и сличения с еврейскими подлинниками оказалось, что это место библии надо читать так: «Земля же была пуста и пустынна (по-еврейски: тогу вабогу), и тьма лежала (висела) на океане (по-еврейски: тегом), и дух божий (по-еврейски: руах Элогим) носился над водой (гамаим)». Более же точный перевод слов «тогу вабогу» дает нам такую картину [16]земли: «Земля же была первобытной водной гладью». Значит, была первобытная водная гладь, а над этой гладью носился «руах Элогим», т. е. носилось дыхание, дух бога Элогима (впоследствии мы увидим, что это был только один из множества богов, в которых верили древние евреи).

Где же носился этот дух Элогима, или дух божий? Он носился в той самой тьме, что висела над Землей и над бездной. Значит, картина была такая, как говорят в шуточном рассказе о сотворении мира: и в середке была бездна, и по краям пусто. А над этой пустотой, над первобытным морем нашей планеты носился (и не надоедало же ему это пустое занятие!) дух божий.

Если начало миротворения было 7 445 лет тому назад, то что же делал этот самый дух бога Элогима до этого начала? Сколько лет, сколько тысяч лет носился он над бездной? Откуда взялся этот самый дух божий? Откуда взялся сам библейский бог?

Попы очень любят задавать нам, безбожникам, вопросы: откуда взялся мир, откуда взялась материя, что породило движение? Это очень серьезные и нужные вопросы, на которые мы, безбожники, отвечаем и ответим. Но попы очень не любят, когда мы отвечаем, что материя существовала вечно. В то же время они считают возможным морочить верующих сказкой о каком-то «духе» божием, духе еврейского бога Элогима, духе одного из тысяч богов, созданных человеческой фантазией полудикаря, полупастуха, полукочевника, Духе Элогима, который миллиарды лет носится над «пустой бездной». Ну, не пустой ли этот самый руах Элогим после этого?! Не мыльный ли это пузырь, который лопается, как только притронешься к нему, как только поднесешь к нему свет науки?!

Из дальнейшего рассказа о сотворении мира в книге Бытия мы увидим, что еврейский бог Элогим, который впоследствии сделался богом-отцом бога-сына Иисуса, предавался этому скучному занятию летания над бездной просто потому, что не знал, выйдет ли что хорошее, если он изменит этот порядок, или, вернее, беспорядок. Но все же, как рассказывает библия и как уверяют попы, около 7 445 лет тому назад этот самый бог вдруг заговорил. Говорил ли он что-нибудь до этого? Ни из библии, ни из каких-либо других книг мы ничего не знаем. [17]Откуда же стало известно, какой была земля до ее устройства? Кто видел, как дух божий носился над миром до сотворения самого мира? Кто слышал эти первые слова бога Элогима? Не ясно ли, что и первые слова бога и вся эта история сочинены, придуманы? На это церковники отвечают: библия (в данном случае мы имеем в виду так называемое («Моисеево пятикнижие») есть откровение божие, все, что в ней записано, есть запись, которую сделал Моисей на горе Синайской. Мы на этом еще остановимся не раз и на гору Синайскую пойдем, посмотрим, чем там занимался Моисей, сколько у него было стенографисток, чтобы записать рассказы бога Иеговы.

А пока посмотрим, как приступает бог к сотворению мира.

Книга Бытия рассказывает:

«И сказал бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы.

И назвал бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, I, 3-5).

Не приходило ли вам в голову, верующие, что этот самый вечный бог ровно ничего не знал? Он даже не знал, что свет хорош. Откуда ему было знать, когда он никогда не видел света? Не приходило ли вам в голову: как же это так — носился миллиарды, триллионы, квадрильоны лет, вечно носился во тьме этот бог, которому стоило только сказать слово, чтобы стало светло, и не сказал его?!

Не подумали ли верующие, каково было этому самому богу или духу божию, обреченному вечно носиться в пустоте и темноте, как ему было скучно, как ему не с кем было словом перемолвиться. Можно себе представить, какая это была несносная жизнь: терпеть вечно хаос и тьму, как пуста и бессодержательна была жизнь этого еврейского бога, который тыкался во все стороны в темноте, как слепой котенок, покуда он не пролепетал три только слова: да будет свет!


Примечания

  1. У евреев счет годам первоначально велся по годам правления царей, по различным крупным политическим и другим событиям и по местным греко-римским летосчислениям. Позже жрецы и раввины ввели в качестве «священного» и обязательного летосчисление «от сотворения мира», каковое сказочное событие якобы произошло, если считать по современному христианскому календарю, за 3761 год до н. э. Годовой счет месяца и дней был двоякий: началом «священного» года считался весенний месяц Нисан (март — апрель), началом гражданского года — осенний месяц Тишри (сентябрь — октябрь).

    Ранние христиане первоначально тоже пользовались различными местными «языческими» эрами: считали года по римским консулам и императорам, по году сказочного основания города Рима и т. п. Одновременно с этим церковники ввели также еврейскую систему счета «от сотворения мира», причем «высчитали», будто это «событие» произошло не за 3761, а за 5508 лет до «рождества христова». Таким образом, между христианами и иудеями по вопросу о времени сотворения мира получилось расхождение. Разнобой в системе счета годов продолжался долго, вплоть до VI в., когда римский монах Дионисий Малый в 525 г. предложил церкви ввести чисто христианское летосчисление и вести счет годам от «рождества христова». Дионисий «высчитал», будто это «рождество» произошло в 754 г. от основания г. Рима в правление римского императора Августа. Все эти расчеты основаны на песке подобно тому, как и еврейское летосчисление «от сотворения мира» зиждется на невежественном представлении об истории земли.

    Предложенное Дионисием летосчисление прививалось медленно: впервые римские папы стали применять его в своих циркулярах в середине VIII в., а сделали обязательным для всех католиков только в XV в. В связи с этим в XVI в. оно было официально введено в Германии и Франции, в 1700 г. царь Петр I установил его в России, в 1752 г. оно было принято также в Англии. Однако прежний счет годам «от сотворения мира» еще не исчез окончательно: кроме верующих евреев, его до настоящего времени еще держатся как многие церковники, так и сектанты, особенно старообрядцы.