Наступление к берегам Дона стоило немцам очень дорого. В первые же дни потери вражеского танкового парка достигли огромных размеров. Такие же потери немцы понесли и в живой силе.
Наступательные действия противника были сильно затруднены активностью и стойкостью нашей обороны. Все это не могло не отразиться на тактике немцев. Продолжая на некоторых участках действовать массированными ударами, на других они стали посылать в наш тыл мелкие группы автоматчиков и одиночные танки. С нашей стороны потребовалась продуманная и организованная борьба с мелкими группами противника.
В N гвардейской части широкое применение нашли небольшие засады автоматчиков, поддержанные отдельными противотанковыми орудиями и ружьями. Эти засады располагаются у развилки дорог, в районе стыков, на наиболее вероятных путях подхода мелких вражеских групп. Своими действиями они обеспечивают фланги и тыл, предохраняют от внезапного удара.
Во время боев за один населенный пункт немцы обрушили на гвардейцев большое количество танков. Несколько раз они повторяли свои атаки, но успеха не добились. Тогда в стык между двумя подразделениями стали просачиваться одиночные автоматчики. За короткий срок проникло в наш тыл около сорока солдат. В соседнем районе неприятелю в результате повторных атак удалось слегка потеснить одну нашу роту. От этого приоткрылся фланг другой роты. И здесь тоже просочилась в тыл примерно такая же группа автоматчиков.
Однако в тылу на этом участке была заранее расставлена в засадах рота автоматчиков под командованием гвардии лейтенанта Санаева. Немцы стремились одновременно ударить с фронта и с тыла, но не смогли этого сделать. Их группа, просочившаяся в стык двух подразделений, была встречена засадой, где был командиром гвардии сержант Токарев. Засада находилась как раз против лощины, по которой двигались немцы. Когда они стали подниматься из лощины на поле, наши бойцы встретили противника огнем. Тотчас же в его сторону полетели четыре белые ракеты. Этим самым Токарев указывал своему командиру взвода, откуда движется враг и в каком количестве.
Командир взвода гвардии лейтенант Домкратов, в подчинении которого было несколько засад, имел при себе небольшой резерв автоматчиков. Заметив ракеты, он устремился со своим резервом к лощине справа. Немцы очутились в окружении, и ни одному из них не удалось отсюда уйти. Примерно то же самое получилось со второй группой вражеских автоматчиков. Она была встречена засадой под командованием гвардии сержанта Федорова и почти полностью истреблена.
Все эти засады выставила одна рота, но она сумела перехватить буквально все подступы, где бы смогли просочиться немцы. Состав каждой засады был невелик — одно отделение. Примерно по отделению имел у себя в резерве каждый командир взвода и два отделения — командир роты.
Помимо автоматчиков на танкоопасных направлениях были расставлены противотанковые орудия и ружья. В одном месте на стыке с соседом находилась также засада минометчиков. Все это, оказалось, отлично пригодилось в другом бою, когда трем немецким танкам и группе мотоциклистов удалось проскочить через наш передний край и пойти на тылы соседней части.
Одно 40-мм. орудие и четыре противотанковых ружья были установлены у развилки дорог. Немецкие танкисты и мотоциклисты, считавшие, что они двигаются по совершенно свободному, ничем не защищенному пространству, неожиданно подверглись обстрелу. Снаряд пробил башню одного танка, второй танк был подбит огнем противотанковых ружей. Несмотря на это, часть мотоциклистов мчалась вперед. По ним открыли огонь минометчики. Немцы оставили свои машины, залегли и стали отстреливаться. Потом, пользуясь складками местности, они попытались обойти минометчиков. Однако те вели огонь с запасной позиции и быстро перешли на основную, а когда немцы с разных сторон подползли к тому месту, где только что стрелял миномет, наши бойцы перенесли огонь сюда. Просочившийся неприятель был уничтожен.
Бойцы, борющиеся против мелких групп противника, не только охраняют фланги и тылы наших частой, но зачастую сами выдвигаются во фланг и в тыл немцев, чтобы воспрепятствовать их намерениям. На одном участке, где наша часть занимала оборону на широком фронте, немцы не применяли танки и пехоту массированно, а старались буквально по всей линии обороты просочиться мелкими группами.
Младший лейтенант Панкратов разместил свои засады между нашим передним краем и противником, кроме того часть засад притаилась на флангах немцев. Здесь были и минометы. Получилось своеобразное боевое охранение, которое перехватывало мелкие группы врага еще до того, как они подходили к нашей обороне. Те же, которые прорывались через наши засады, заранее попадали в поле зрения обороняющихся и встречали отпор.
Кроме того группа автоматчиков под командованием младшего лейтенанта Пупкова сама зашла в боевые порядки врага и стала его тревожить. Эта группа действовала смело и решительно, удалось разгромить наблюдательный пункт командира немецкого пехотного полка. Такая активность наших автоматчиков, поддержанных минометами, заставила неприятеля прекратить свои попытки просачивания мелкими группами сквозь боевые порядки нашей обороны.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.