Перейти к содержанию

Быстрота и манёвр (Олендер)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Преодоление предполья в районе Сталинграда
автор Пётр Моисеевич Олендер (1906—1944)
Опубл.: 5 декабря 1942. Источник: «Красная звезда», № 286 (5350), с. 2

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

После того, как удалось прорвать линию обороны немцев в излучине Дона, они были обойдены с фланга и тыла. Испытав здесь несколько поражений и потеряв ряд опорных пунктов, немцы стали отходить на восток к своей группировке под Сталинградом. Однако на западном берегу Дона у них были предмостные укрепления, населенные пункты и высоты, расположенные вдоль реки. Оставшимися силами враг надеялся сдержать наши войска, дав возможность своим моторизованным частям отступить за Дон.

На одном участке моторизованному полку врага удалось оторваться от нашей пехоты. Создалась обстановка, когда этот полк мог соединиться со своей основной группировкой и спасти свою технику. Чтобы воспрепятствовать этому, на преследование вражеского мотополка была выделена танковая часть, которой командует подполковник Невжинский. Ей поставили задачу — ворваться на плечах отходящего противника в его предмостные укрепления и перерезать ему дорогу к переправе.

Немецкий мотополк отошел за гряду высот, на которых находились оборонительные позиции. Наша танковая часть и приданный ей мотобатальон были тут встречены сильным противотанковым и пулеметным огнем и остановились. На войне очень многое зависит от инициативы исполнителей. Не удалось одним образом взять противника, — нужно немедленно действовать по­другому. Не удалось в данном случае на плечах врага ворваться в расположение обороны, надо найти другие способы, чтобы захватить важные позиции предмостного укрепления.

Перед нашими танкистами было шесть высот. Впереди высот находились минные поля, прикрытые огнем противотанковой артиллерии. Слева, там, где танкисты пытались прорваться вслед за отходящим моторизованным полком, у немцев была особенно хорошо налажена противотанковая система. Имевшиеся здесь глубокие овраги служили серьезным препятствием для танков. Какова система вражеской обороны на правом фланге, подполковник Невжинский не знал. Выскочив туда с несколькими командирами и произведя быструю рекогносцировку, он убедился, что тут противник слабее, Однако достаточно было бы врагу обнаружить переброску наших сил на правый фланг, как и он безусловно стянул бы туда свои подразделения. Это было тем более вероятно, что у немцев имелась моторизованная артиллерия. Следовательно, надо было обмануть немцев, привлечь еще больше их сил к левому флангу, незаметно перебросить основную массу танков на правый и нанести неожиданный удар в новом месте.

Подполковник по радио вызвал­ командиров батальонов и приказал начать движение к правой высоте. Подразделения должны были итти по балке, которая находилась в тылу. Трем танкам предстояло продолжать демонстрировать атаки на левом фланге. Гвардейские минометчики и противотанковые орудия получили приказ — открыть огонь по району переправы, чтобы замедлить отход немецкой моторизованной пехоты.

Буквально через несколько минут после того, как Невжинский отдал по радио приказ, последний начал проводиться в жизнь. Из трех танков, оставленных для демонстрации атаки, только один был исправен. У остальных имелись некоторые дефекты. Эти танки вели огонь с места, а исправный беспрерывно курсировал между ними, заходил то справа, то слева, скрывался в овраге, на минуту появлялся, стрелял и опять скрывался. Мотопехота, оставленная здесь в незначительном числе, поступала примерно так же. Изредка вся эта группа продвигалась на несколько метров вперед. Как только противник усиливал огонь, она останавливалась, маскировалась складками местности и вела интенсивную стрельбу. У немцев, видимо, создавалось впечатление, что наши танки и автоматчики перегруппировываются. Поэтому сюда было привлечено все их внимание. Треск моторов, пушечная стрельба маскировали истинную перегруппировку части Невжинского. Вот почему появление танков и мотопехоты на правом фланге явилось для немцев большой неожиданностью.

Удар был нанесен с хода. Танки прорвали вражескую оборону. В направлении к переправе двинулась большая их часть. Остальные танки и мотопехота занялись очищением высот. Это надо было сделать быстро, чтобы придти на помощь группе, ввязавшейся в бой за переправу и населенный пункт, находившийся вблизи нее.

И на этом этапе боя подполковник Невжинский проявил высокое умение и хитрость. Позади гряды высот находилась высота, занятая исключительно пехотой противника. Несмотря на то, что эта высота была несколько ниже остальных, она являлась в данном случае ключевой. Отсюда легче было ударить по узлу сопротивления, располагавшемуся перед тремя нашими танками, демонстрировавшими ложную атаку. Ввиду того, что на этой высоте оборонялась только пехота, наши танкисты взяли ее очень быстро. Отсюда они зашли во фланг основной группировке врага, оборонявшей высоты. Восемь самоходных пушек противника подверглись стремительному огневому налету наших танков, были смяты гусеницами и разбиты. Прислуга девятого орудия разбежалась. Тем временем наша мотопехота двигалась с несколькими танками вдоль вражеских окопов — справа налево. Бойцы забрасывали врага гранатами, расстреливали противника из автоматов и пулеметов.

Отлично нацеленный удар позволил быстро расправиться с немцами, засевшими в предмостных позициях. Работавшие здесь наши танки освободились и немедленно направились к переправе, но не справа, как это сделала основная группировка, а слева. Действовавшие уже до этого на пере­праве и в селе танки давили бегущих немцев, а мотопехота расстреливала их. Сопротивление врага становилось все слабее. Бросая технику и машины, немцы пытались перебежать но льду на противоположный берег. Но лед подламывался, они тонули, расстреливаемые нашими бойцами. Удар группы наших танков с левого фланга окончательно деморализовал врага. На восточный берег Дона перебрались только жалкие остатки немецкого мотострелкового полка.

Этими действиями наших танков предмостные укрепления врага были прорваны на фронте 9—10 километров. Подоспевшие сюда пехотные части стали быстро распространяться по берегу. На следующий день предмостные укрепления врага пали. Наши войска получили возможность форсировать реку и успешно решили эту задачу.

Что ценного в действиях подполковника Невжинского? Прежде всего обращает на себя внимание его умение сразу оценить обстановку и принять соответствующее ей решение. Затем заслуживают всяческого поощрения быстрота, с которой он осуществил свой маневр, и четкое управление по радио. Нет сомнений, что эти качества и дали возможность подполковнику столь блестяще выполнить поставленную перед ним задачу.

Капитан П. ОЛЕНДЕР


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.