Введение в археологию. Часть II (Жебелёв)/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Введение в археологию. Часть II. Теория и практика археологического знания — III. Охрана и хранение памятников. — 18. Музеология. „Музей“ в древности. Собирание памятников в Античном мире и в Средние века
автор Сергей Александрович Жебелёв (1867—1941)
Источник: С. А. Жебелёв Введение в археологию. Часть II. — Петроград, 1923.

[88]

18. Всякий памятник искусства и старины важно не только найти и сохранить, но столь же существенно поместить его, если нельзя его оставить на месте, в надежное помещение. Открытые при раскопках или случайных находках крупные памятники, главным образом, остатки архитектурных сооружений, оставляются на местах, под непременным и бдительным надзором за их сохранностю. „Движимые“ предметы искусства и старины помещаются в специально предназначенных для их хранения помещениях, обычно называемых музеями.

Музей — слово греческого происхождения (Μουσετον Μοῦσα). В том значении, в каком слово это употребляется теперь, оно было неизвестно древним. У греков „Музей“ значило „Храм, святыня муз“. Таким образом, то, что̀ древние называли музеем, существенно отличалось от того, что̀ мы теперь именуем музеем. Тем не менее, связь — не внешняя, а внутренняя — между значениями слова „музей“ в древности и теперь все же существует. Что такое музей в современном понимании? Помещение, где находят себе приют произведения, служащие для уразумения искусств или наук. А так как музы были покровительницами и тех и других, то и наши музеи являются, своего рода, храмами муз, храмами, посвященными искусствам и наукам.

Музеев, как собраний памятников искусства, древность не знала. Однако, и в древности термин „музей“ применялся иногда в прямом и в переносном значениях и служил для обозначения такого рода помещений, где культивировалась наука и искусство, только не пластическое, а словесное, главным образом, поэзия. Самым известным из учреждений подобного рода был знаменитый Александрийский музей, в египетской Александрии, созданный в начале III века до Р. Х. и бывший научным центром в эпоху эллинизма. В Александрийском музее имелась особая часовня, посвященная Музам, т.-е. Музей в собственном смысле. Главную часть, однако, Александрийского музея составляли залы для научных занятий, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады, обсерватория. С музейными помещениями слита была и основанная, независимо от музея, библиотека. Сначала Александрийский музей был исключительно храмом науки. Члены его имели своею задачею развитие научных знаний. Для достижения этой цели устраивались в музее диспуты, беседы, лекции; производилась отдельными учеными и индивидуальная работа. Философия, история, литература, математика, медицина и пр. — одним словом, все известные в древности науки нашли себе доступ в Александрийский музей, представлявший, таким образом, скорее современную академию наук. В эпоху Римской империи прежний научный характер музея отодвинулся на [89]задний план, и музей получил характер скорее университета или политехникума в современном смысле. Однако, и тогда некоторые отрасли наук, напр., медицина, математика, естествознание продолжали самостоятельно развиваться в нем.

Если древность не знала художественных музеев в нашем смысле, то собирание памятников искусства и старины ведет свое начало с давних времен. Уже во II веке до Р. Х. цари, особенно Пергамские Атталиды, и вельможи начали собирать, иногда с большими затратами, древние произведения искусства и старины; столетием позже началась, своего рода, горячка в деле собирания художественных памятников, и это продолжалось в течение двух последующих веков. Первым собирателем, собирателем страстным, не останавливавшимся перед насильственными и предосудительными мерами, лишь бы удовлетворить свою страсть, был современник Цицерона, Веррес, римский правитель в Сицилии и провинциях на Востоке. В городах, находившихся иод управлением Верреса, последний буквально грабил художественные предметы; вернувшись в Рим, Веррес и там продолжал охотиться за ними, собирал все, что попадало под руку: и картины, и статуи, и изделия из серебра и золота, и художественную мебель, и резные камни. Примеру Верреса в собирании художественных предметов последовали римские богачи. Они украшали свои городские дома и загородные виллы предметами искусства, создавали, в полном смысле слова, музеи и устраивали их так, как стали устраиваться музеи в новое время. Так, напр., собранные статуи они снабжали нумерами, т.-е. как бы инвентаризовали их; упоминается даже особое лицо, которое называлось „A statuis“ и в котором можно усматривать прототип современных музейных хранителей. Рим до такой степени обогатился художественными произведениями, что, по замечанию одного древнего писателя, на площадях города можно было увидеть больше статуй, чем людей.

Когда звезда древнего Рима, как мирового города, закатилась, роль его в собирании памятников искусства перешла ко „второму“ Риму, т.-е. к Константинополю. Число художественных богатств его особенно возрасло с того времени, как были конфискованы художественные сокровища, хранившиеся в языческих храмах.

А эти храмы, в некоторых случаях, представляли настоящие музеи, точнее сказать, картинные галлереи (пинакотеки), где помещались картины, пожертвованные и государством и частными лицами. О том, что в храмах стояли и статуи — помимо кумира того божества, которому храм был посвящен — нет известий, но в храмовом округе, несомненно, были и статуи. Есть известие, что император Август в своем дворце, вместо статуй и картин, собирал [90]старинные редкие вещи; что его примеру следовали некоторые римские аристократы. Это было нечто в роде кунсткамер.

Собирали предметы древности и в Средние века. Так известно, что франки собирали римские сосуды из стекла. В собраниях князей и прелатов упоминаются старинные серебряные сосуды, резные камни, изделия из слоновой кости. Высоко ценились монеты хорошей чеканки. Скульптурами, особенно надгробными камнями и саркофагами, украшались церкви. Вообще, в противоположность к общепринятому о Средних веках мнению, должно заметить, что и тогда художественные вкусы вовсе не умерли, что, напротив, тогда часто встречались подражания античным работам[1].

Примечания[править]

  1. A. Springer, Nachleben der Antike im Mittelalterb. Bilder aus der neueren Kunstgeschichte, Бонн 1867.