Предпринятое частями Южного фронта контрнаступление против бронетанковой группы германского генерала Клейста увенчалось крупным боевым успехом. Хвастливый немецкий генерал вышвырнут из Ростова и без оглядки бежит на запад, к Таганрогу. Немцы, отступая, бросают танки, автомашины, орудия, боеприпасы. Наши части неотступно преследуют немецкие войска. Военно-воздушные силы весь день расстреливали с воздуха и бомбили фашистские колонны.
Больше месяца фашисты рвались к Ростову, стремясь во что бы то ни стало захватить эти ворота бакинской нефти и кубанской пшеницы. Брошенная на Ростов группа Клейста, состоявшая из отборных гитлеровских моторизованных дивизий, предпринимала неоднократные попытки ворваться в город. Все эти попытки разбивались о стойкое сопротивление защитников Ростова.
После того, как Клейсту не удалось взять Ростов лобовым ударом, он прибег к своему излюбленному методу флангового обхвата. Дивизии Клейста пытались обойти с севера Новошахтинск, захватить его, спуститься к Новочеркасску и с северо-востока ударить на Ростов. Части тов. Харитонова не дали Клейсту осуществить этот замысел. В первой декаде ноября они отбросили части Клейста от Новошахтинска. Перегруппировав свои силы, Клейст снова ринулся на восток. На-днях после жестоких и кровопролитных боев фашистам удалось ворваться в Ростов.
Советское командование приказало частям Южного фронта очистить Ростов от оккупантов и разгромить группу Клейста. В результате предпринятого частями Южного фронта контрнаступления части Харитонова прорвали укрепленный немцами район на южном берегу реки Тузлов и стали теснить противника, а другие части той же армии ворвались в Ростов. Немцы буквально бросились наутек. Колонны и отдельные группы автомашин, танков, артиллерии и тракторов, отступая, мчались по дорогам и без дорог в направлении на Чалтырь. Другая автоколонна панически отступает на Самбек. Наконец, двинутая из Мариуполя, как видно, на подмогу автоколонна с танками расположилась на рубеже реки Mиус и приостановила свое движение. Сам Клейст бежал из Таганрога в Мариуполь.
Не снижая наступательного темпа, наши части и особенно кавалерия успешно преследуют отступающих фашистов.
Весь день 28 и всю ночь на 29 ноября наши части продолжали вести упорные наступательные бои, методически очищая подступы к Ростову от вражеских войск, один за другим освобождая населенные пункты, захваченные за несколько дней до этого фашистами. Бой за Ростов был особенно ожесточенным в последние часы перед взятием города. Кавалеристы первыми ворвались в Ростов.
Сейчас еще нет возможности заняться подсчетом трофеев, однако данные подсчета лишь небольшой части захваченного вооружения уже позволяют судить о том, как крепко были побиты немцы под Ростовом. В числе подсчитанных трофеев — 1.661 винтовка, 111 пулеметов, 36 минометов, 19 противотанковых орудий, 52 полевых и зенитных пушки, более 10.000 снарядов, около 150 тысяч винтовочных патронов, несколько сот мин и т. д.
Ростовчане с восторгом встретили своих освободителей — бойцов частей Харитонова и Ремизова. Радость советских людей, вновь обретших свободу, не поддается описанию. При немцах все население сидело безвыходно в домах, боясь показаться на улицах. Сегодня днем, когда в городе еще шли последние бои, улицы уже были полны народа. Ростовчане с огромной радостью встречали бойцов, обнимали, целовали, угощали, приглашали в гости, организовали летучий митинг.
На подступах к городу и на улицах, где еще догорают подожженные фашистами дома, валяются разбитые немецкие машины, вооружение, боеприпасы.
Немцы успели повергнуть город в ужас и страх. Они организовали три комендатуры, где регулярно шли расстрелы. Грабежи, убийства, издевательство над населением приняли неслыханные размеры, на Театральной площади у стены дома, испещренного пулями, лежат 48 трупов расстрелянных мирных жителей — женщин, детей, стариков. На улице Энгельса — 25 расстрелянных бойцов.
Немедленно после освобождения в городе установлен полный порядок, покой воцарился в Ростове. В каждом доме царят радость, счастье. Сейчас 11 часов вечера. Стоит морозная ночь. В городе тихо. Ни один выстрел не нарушает покоя вновь ставших свободными советских ростовчан.
спец. корреспондент «Известий».
ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 29 ноября.