Да здравствует Первое мая! (Сталин, 1912)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Да здравствует Первое мая![1]
автор Иосиф Виссарионович Сталин (1878–1953)
Опубл.: апрель 1912. Источник: Сталин, И. В. Сочинения. — М.: Политиздат, 1954. — Т. 2. 1907–1913. — С. 219–224.

Товарищи!

Еще в прошлом столетии решили рабочие всех стран ежегодно праздновать сегодняшний день, день Первого мая. Это было в 1889 году, когда на Парижском конгрессе социалистов всех стран постановили рабочие именно сегодня, в день Первого мая, когда природа просыпается от зимней спячки, леса и горы покрываются зеленью, поля и луга украшаются цветами, солнце начинает теплее согревать, в воздухе чувствуется радость обновления, а природа предается пляске и ликованию, — они решили именно сегодня заявить всему миру громко и открыто, что рабочие несут человечеству весну и освобождение от оков капитализма, что рабочие призваны обновить мир на основе свободы и социализма.

У каждого класса имеются свои излюбленные праздники. Дворяне завели свои праздники, и на них они провозглашают «право» обирания крестьян. Буржуа имеют свои, и на них они «оправдывают» «право» эксплуатации рабочих. Есть праздники и у попов, и на них они восхваляют существующие порядки, где труженики гибнут в нищете, а тунеядцы утопают в роскоши.

Должен быть свой праздник и у рабочих, и на нем они должны провозгласить: всеобщий труд, всеобщую свободу, всеобщее равенство всех людей. Этот праздник — праздник Первого мая.

Так решили рабочие еще в 1889 году.

С тех пор боевой клич рабочего социализма все сильнее раздается на митингах и демонстрациях в день Первого мая. Все шире разливается океан рабочего движения, захватывая новые страны и государства от Европы и Америки до Азии, Африки и Австралии. Слабый когда-то международный союз рабочих вырос в продолжение всего нескольких десятков лет в грандиозное интернациональное братство, имеющее регулярные конгрессы и объединяющее миллионы рабочих всех концов мира. Высокими волнами вздымается море пролетарского гнева и все грознее наступает на колеблющиеся твердыни капитализма. Разыгравшаяся недавно великая забастовка углекопов в Англии, Германии, Бельгии, Америке и т. д., забастовка, нагнавшая страх на эксплуататоров и царей всего мира, — явный признак того, что социалистическая революция не за горами…

«Мы не чтим златого кумира!» Не нужно нам царства буржуа и угнетателей! Проклятие и смерть капитализму с его ужасами нищеты и кровопролитий! Да здравствует царство труда, да здравствует социализм!

Вот что провозглашают в сегодняшний день сознательные рабочие всех стран.

И уверенные в своей победе, спокойные и сильные, гордо шествуют они по пути к обетованной земле, по пути к светлому социализму, шаг за шагом осуществляя великий призыв Карла Маркса: «рабочие всех стран, объединяйтесь!»

Так празднуют Первое мая рабочие свободных стран.

Русские рабочие с тех пор, как они начали приходить к сознанию своего положения, не желая отстать от своих товарищей, всегда присоединялись к общему хору своих заграничных товарищей, празднуя заодно с ними Первое мая, несмотря ни на что, несмотря на зверские репрессии царского правительства. Правда, за последние 2-3 года, в период контрреволюционной вакханалии и партийного развала, промышленной депрессии и мертвящего политического равнодушия среди широких масс, русские рабочие лишились возможности по-старому праздновать свой светлый рабочий праздник. Но начавшееся в последнее время оживление в стране, экономические забастовки и политические протесты среди рабочих по поводу хотя бы пересмотра дела втородумцев социал-демократов, нарождающееся недовольство среди широких слоев крестьян, ввиду охватившей свыше 20 губерний голодовки, протесты сотен тысяч приказчиков против «обновленного» строя российских зубров, — все это говорит за то, что мертвящая спячка проходит, уступая место политическому оживлению в стране и прежде всего среди пролетариата. Вот почему в этом году русские рабочие могут и должны в сегодняшний день протянуть руку своим заграничным товарищам. Вот почему они должны в той или иной форме праздновать вместе с ними Первое мая.

Они должны сказать сегодня, что они заодно с товарищами свободных стран — не чтят и не будут чтить златого кумира.

Они должны кроме того добавить к общему требованию рабочих всех стран свое собственное, русское требование о свержении царизма, об установлении демократической республики.

«Нам ненавистны тиранов короны!» «Цепи народа- страдальца мы чтим!» Смерть окровавленному царизму! Смерть дворянской поземельной собственности! Смерть хозяйской тирании на фабриках, заводах и рудниках! Земля — крестьянам! и часов работы — рабочим! Демократическая республика — всем гражданам России!

Вот что должны еще провозгласить в сегодняшний день русские рабочие.

Это ложь и лакейство перед Николаем последним, когда русские либералы уверяют себя и других, что царизм упрочился в России и он способен удовлетворить основные нужды народа.

Это обман и фарисейство, когда русские либералы поют на все голоса, что революция умерла, и мы живем в «обновленном» строе.

Посмотрите вокруг себя: разве многострадальная Россия похожа на «обновлённую», «благоустроенную» страну ?

Вместо демократической конституции — режим виселиц и дикого произвола!

Вместо всенародного парламента — черная Дума черных помещиков!

Вместо «незыблемых основ гражданской свободы», вместо свободы слова, собраний, печати, союзов и стачек, обещанных еще в манифесте 17 октября — мертвая рука «усмотрений» и «пресечений», закрытые газеты, высланные редакторы, разрушенные союзы, разогнанные собрания!

Вместо неприкосновенности личности — избиения в тюрьмах, издевательства над гражданами, кровавая расправа с забастовщиками на Донских приисках!

Вместо удовлетворения крестьянских нужд — политика дальнейшего обезземеления крестьянских масс!

Вместо упорядоченного государственного хозяйства — воровство в интендантствах, воровство в железнодорожных управлениях, воровство в лесном хозяйстве, воровство в морском ведомстве!

Вместо порядка и дисциплины в правительственном механизме — подлоги в судах, шантаж и вымогательства в сыскных полициях, убийства и провокация в охранных отделениях!

Вместо международного величия русского государства — позорный провал русской «политики» в делах Ближнего и Дальнего Востока, роль палача и разорителя в делах истекающей кровью Персии!

Вместо успокоения и благоденствия обывателей — самоубийства в городах и ужасающая голодовка 30-миллионного крестьянства в деревнях!

Вместо оздоровления и очищения нравов — неслыханный разврат в монастырях, в этих твердынях официальной морали!

И как завершение картины — зверский расстрел сотен тружеников на Ленских приисках!..

Разрушители добытых свобод, поклонники виселиц и расстрелов, авторы «усмотрений» и «пресечений», воры-интенданты, воры-инженеры, грабители-полицейские, убийцы-охранники, развратники-Распутины — вот они, «обновители» России!

И есть еще на свете люди, осмеливающиеся утверждать, что в России все благополучно, революция умерла!

Нет, товарищи: там, где голодают миллионы крестьян, а рабочих расстреливают за забастовку — там революция будет жить, пока не сотрется с лица земли позор человечества — русский царизм.

И мы должны сказать в сегодняшний день, в день Первого мая, в той или иной форме, на митингах, массовках или тайных собраниях — где как целесообразнее будет, — что клянемся бороться за полное свержение царской монархии, что приветствуем грядущую русскую революцию, освободительницу России!

Так протянем же руку нашим товарищам за границей и провозгласим вместе с ними:

Долой капитализм!

Да здравствует социализм!

Подымем знамя русской революции и напишем на нем:

Долой Царскую монархию!

Да здравствует демократическая республика!

Товарищи! Мы празднуем сегодня Первое мая! Да здравствует Первое мая!

Да здравствует Международная Социал-Демократия!

Да здравствует Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия!

Центральный Комитет РСДРП


Издано отдельной прокламацией
в апреле 1912 г.
Печатается по рукописи

  1. Прокламация «Да здравствует Первое мая!» была написана И. В. Сталиным в Москве в начале апреля 1912 года. Печаталась она тайно в Тифлисе в легальной типографии. Тираж прокламации был потом перевезен в Петербург. — 219.