ЕЭБЕ/Александра-Саломея

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Александра-Саломея (согласно Евсевию, Σαλίνα, полное еврейское имя Schalom Zion) — единственная самостоятельно правившая иудейская царица, если не считать узурпировавшей власть Аталии; родилась в 139 г., умерла в 67 г. дохристианск. эры; была женой Аристобула I, а затем Александра Янная (см.). Что Александра, вдова Аристобула I, тождественна с той, которая вышла замуж за его брата Александра Янная, нигде ясно не сказано Иосифом Флавием, который, без сомнения, считал вполне естественным, что Яннай заключил левиратный брак, предписанный законом для вдовы умершего бездетного брата (хотя такой брак был незакономерным с точки зрения фарисеев, учивших, что вдова царя не подлежит левиратному браку (ср. Санг., II, 2; M. Иебам., VI, 4). Сообщение Иосифа («Древн.», XIII, 11, § 2), что во время царствования Аристобула она явилась виновницей смерти его брата, принца Антигона I, не может претендовать на полную достоверность. После смерти Аристобула (103 г. дохрист. эры) А. освободила его брата Александра Янная, содержавшегося в тюрьме. В течение царствования Янная, женившегося на ней вскоре после вступления на престол, А. пользовалась, по-видимому, очень незначительным политическим влиянием, как это видно из враждебного отношения царя к фарисеям, которым она сочувствовала. Частые посещения дворца главой фарисейской партии, Соломоном б.-Шетах, считавшимся братом царицы, относятся, вероятно, к первым годам царствования Александра Янная, до его открытого разрыва с фарисеями. А. была по-видимому бессильна защищать фарисеев от гонений и только под конец царствования Янная ей как будто удалось приобрести политическое влияние. Этим объясняется, что на смертном одре царь передал правление не сыновьям своим, а жене. Это был мудрый политический акт, так как царица вполне оправдала оказанное ей доверие. Особенно успешно успокоила она опасные внутренние смуты, усилившиеся к концу предыдущего царствования, — и сделала это мирным образом, без ущерба для политических отношений Иудейского царства к внешнему миру. А. получила власть (в 76 или 75 году дохрист. эры) в лагере при Рагабе, где умер ее муж; но она скрывала смерть царя до падения крепости с той целью, чтобы осада велась с прежней энергией. Ее первым делом было завязать сношения с вождями преследуемых раньше фарисеев, убежище которых ей было известно. Получив гарантии относительно ее будущей политики, фарисеи согласились похоронить останки Александра подобающим монарху образом. Этим шагом А. искусно избегла публичного оскорбления умершего царя, которое, исходя от общего народного раздражения, выразилось бы при погребении и могло бы иметь опасные последствия для династии Хасмонеев.

Вступление на престол Александры-Саломеи возвратило свободу сотням людей, томившимся при Яннае в тюрьмах, и право вернуться домой тысячам, отправленным жестоким царем в изгнание. Фарисеи, много претерпевшие при покойном царе, стали теперь не только терпимой в государстве партией, но фактически даже правящим классом. Царица назначила первосвященником своего старшего сына, Гиркана II, нравившегося фарисеям, и Синедрион был реорганизован согласно с их желаниями. Корпорация эта была до тех пор «палатою господ», где заседали представители высшей родовой и чиновной аристократии, которая теряла всякое значение, когда во главе правления стоял сильный монарх. Теперь она стала высшей инстанцией для административных, судебных и религиозных дел, и руководство Синедрионом было отдано в руки фарисеев. Таким образом, царствование A. является чрезвычайно важной эпохой в истории внутреннего управления в Иудее.

Весьма вероятно, что, когда контроль над делами оказался в руках фарисеев, они стали обращаться с саддукеями не особенно мягко; однако, совершенная фарисеями единичная казнь Диогена, по совету которого царь Александр Яннай когда-то распял на крестах 800 фарисеев, свидетельствует скорее об их умеренности, тем более что специальное упоминание казни этого злодея показывает, что подобные проявления мести были немногочисленны. Скорее нечистая совесть самих саддукеев побудила их просить у царицы защиты от правящей партии. Α., желавшая избегнуть всяких партийных столкновений, удалила вождей саддукейской партии из Иерусалима, назначив им несколько укрепленных городов. Тут она снова обнаружила предусмотрительность, устроив так, чтобы важные крепости Гиркания, Александрион и Махер не были вверены не особенно надежной саддукейской охране. Уму и такту А. удалось добиться и в международной политике того, чего не достиг военный гений ее мужа: заставить уважать Иудею. Царица увеличила численность армии и тщательно снабжала провиантом многочисленные крепости, так что соседние цари были обеспокоены массою укрепленных городов и фортов, окаймлявших границу Палестины. А. не отказывалась и от наступательной войны; она послала своего сына Аристобула с армией, чтобы снять осаду с Дамаска, осажденного Птолемеем Меннеем. Эта экспедиция была, однако, безуспешна. Опасность, грозившая Иудее со стороны армянского царя Тиграна, в руках которого была в то время Сирия, счастливо миновала, так как искусная политика А. заставила его держаться вдали от Палестины. Только последние годы ее царствования были тревожны: ее сын Аристобул сделал попытку захватить правление, и только смерть спасла ее от горя быть свергнутой собственным сыном.

Талмудическая легенда еще более изукрасила процветание Иудеи при А. Агада (Taanit, 23а; Sifra, Chukkat, I, 100) сообщает, что в продолжение ее правления, как бы в награду за ее благочестие, дождь шел только в субботнюю ночь (с пятницы), так что сельские рабочие никогда не теряли заработка вследствие дождя в рабочее время. Плодородие земли было так велико, что зерна пшеницы вырастали величиной в турецкие бобы, овес — величиной в оливки, а чечевица — в золотой динарий. Мудрецы собирали образцы этих зерен и хранили их, чтобы показать следующим поколениям награду за покорность закону. См. Фарисеи, Саддукеи. [Традиционное еврейское имя царицы «Schalom Zion» различным образом видоизменяется в раввинской литературе; см. Krauss, Lehnwter, s. v.; оно встречается также в надписях см. Lidzbarski, Handbuch der nordsemitischen Epigraphik, s. v.]. — Ср.: Иосиф, «Древн.», XIII, 11 §12; 15, § 16; его же, «Иуд. война», I, 5; Grätz, Gesch. d. Juden, 4 изд., III, 123, 127, 135 сл., 150, 152; Hitzig, Gesch. d. Volkes Israel, II, 488—490; Schürer, Gesch. d. jüd. Volk., I3, 277; 286 сл., 333; Derenbourg, Essai sur l’histoire et la géographie de Palestine, стр. 102—111; Wellhausen, Israel. u. jüdisch. Gesch., стр. 276, 280—286; Madden, Coines of Jews, стр. 91, 92; Willrich, Judaica. Forschungen zur hellenisch-jüdischen Geschichte tind Litteratur, 1900, 74, 96; J. E., I, 359. 2.