Апамея — Среди многочисленных городов, носящих это название, особенное значение в силу того или иного отношения к евреям имеют следующие города:
1) Столица сирийской провинции Апамены, расположенная у Оронта, к югу от Антиохии. Подобно другим сирийским городам (Флавий, «Иудейская война», VII, 3, § 3), А., по-видимому, имела обширное еврейское население, хотя о нем нигде и не говорится как о месте селения евреев. Согласно рассказу Иосифа Флавия («Иудейская война», I, 10, § 10), Антипатр послал своих сыновей с солдатами в А. на помощь Юлию Цезарю, который в то время находился как раз в весьма тяжелом положении. Талмудисты смотрели на Сирию, и в особенности на Апамею, как на страны, в известной степени принадлежащие Палестине, т. е. входящие в ее состав. Оба иерусалимских Таргума считают город Шефам (Числа, 34, 11), расположенный у северной границы Палестины, тождественным с Апамеей. Несомненно, главной причиной отождествления этих двух городов служило сходство в созвучии их наименований; вероятно, по той же причине название города A. — אספמיא весьма часто писалось через אפמיא. Но с тех пор как последнее слово стало означать «Испания», ученые неоднократно впадали в большие заблуждения. Относительно племен кенитов, кениззитов и кадмонитов (Быт., 15, 19) в Талмуде говорится, что они сольются с Израилем во время пришествия Мессии; а рабби Симон бен-Иохаи (второе столетие) относит последнее из вышеупомянутых племен к населению A. (Beresch. rab., XLIV, 23; см. Monatsschrift, XXXIX, 50). Когда A. во время Хасмонеев была присоединена к Палестине, то первинки (בכזוים), принесенные неким Аристоном из этого города (согласно Исх., 23, 19 и Лев., 23, 20), были приняты как сакральное приношение, хотя первинки обязательны только для продуктов Палестины (Мишна Хала, IV, 12). Это, как там объясняется, было сделано для поощрения колонизации Сирии евреями, и было объявлено: «купить участок земли в Сирии то же, что купить его в предместье Иерусалима». Во время еврейского восстания жители А. относились весьма доброжелательно к евреям, находившимся среди них, и не позволяли ни убивать их, ни продавать в рабство («Иуд. война», II, 18, § 5). Дальнейшая история евреев как самой А., так и ее окрестностей совершенно неизвестна. В течение всего арабского средневековья этот город еще продолжал играть довольно видную роль, но уже под несколько измененными названиями — Фами, Ефимия; в настоящее время от него остались одни только развалины, находящиеся невдалеке от Kal’at el-Medik, в Тараблусском пашалыке (Ritter, Erdkunde, XVII, 1077 и сл.).
2) Город, расположенный в Фригийской области, куда Антиох Великий переселил множество евреев («Древности», XII, 3, § 4). По приказанию Флакка была конфискована в А. в 62 году до Р. Хр. громадная сумма еврейских денег — около 100 фунтов золота, — предназначавшихся для еврейского храма в Иерусалиме (Cicero, Pro Flacco, гл. XXVIII). Согласно преданию, приведенному в «Еврейских Сивиллиных книгах» (I, 261), гора Арарат, на которой остановился Ноев ковчег, находилась во Фригии; точно же место его остановки указывается именно у источника большой реки Марсия. В этом месте был расположен древний город Селена, жители которого были удалены Антиохом Сотером вниз по течению реки, где и основали город Апамею (Strabo, XII, 577). На монете третьего столетия, отчеканенной в Апамее, изображен Ной с своей женой; здесь же имеется надпись «Ной» (Reinach, Les monnaies juives, стр. 71, Paris, 1887). Кроме легенды о Ное, большим распространением в А., как и во всей остальной Фригии, пользовались предания об Энохе (Стефан Византийский, s. v. Ίκόνιον). Но в легендах позднейшего происхождения, возникших уже в самой Фригии, оба эти лица были слиты воедино; ибо, несомненно, слова «Annakus» или «Nonnakus», которые являются названиями героя Эноховой легенды, суть не что иное, как комбинация, составленная из слов Ной и Энох. Эта легенда возникла именно здесь, по-видимому, потому, что А. имела еще добавочное название — Κιβωτός, означающее «ковчег» (см. Ramsay, The cities and bishopies of Phrygia, т. I, стр. 669—672; Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes, 3-е изд., т. III, стр. 14—16). Приводимые в Талмуде замечания как относительно чародейства в А. (Бер., 62а), так и относительно видения А. во сне (Нидда, 30б), относились, вероятно, к А. Фригийской, которая рассматривалась талмудистами как сказочно отдаленная местность и которую поэтому весьма удобно было приводить в примерах и притчах. Точно так же и известное место в Талмуде (Иебамот, 115б), доныне возбуждающее споры и трактующее о путешествии эксиларха Исаака, должно быть толкуемо в том смысле, что путешествие было совершено этим эксилархом из Кардуены в Апамею Фригийскую; предположение о том, что в данном случае имеется в виду А. Месенская (Jahrbücher Брилля, X, стр. 145), едва ли может быть принято.
3) Город в Месении. Стефан Византийский описывает его (s. v. Άπαμεία) окруженным рекою Тигром и лежащим в том самом месте, где река начинает разветвляться. Птолемей (Geograph., V, 18), наоборот, говорит, что А. лежала в месте слияния обеих рек — Тигра и Евфрата (ср. Плиний, VI, 146). Очевидно, это были два различных города, которые, по-видимому, были отделены друг от друга — как это, между прочим, установлено в Талмуде Киддуш., 71); согласно последнему, они носили названия верхнего и нижнего города. Один из них, вероятно верхний, в котором почти исключительно жили евреи, считался чистым, т. е. население, по мнению раввинов, могло считаться по своему происхождению чисто еврейским, тогда как население другого города считалось смешанным не только по внешним признакам, но и по крови. Nöldeke (Mandäische Grammatik, стр. 26) доказывает, что диалект, на котором говорили в нижней А., был весьма близок к мандейскому наречию. Место, где в древности находились эти обе А., в настоящее время называется «Korna» (Ritter, Erdkunde, XI, 1021). Ср. Selig Cassel, ст. «Juden» в Algemeine Encyclopädie Ersch и Gruber’a, т. XXVII, стр. 176; Neubauer, Geographie des Talmud, стр. 326; Berliner, Beiträge zur Geographie und Ethnographie Babyloniens, в "Programm des Berliner Rabbiner seminars, 1883 г., стр. 19, 22; Grätz, Das Königreich Mesene, в "Programm des Breslauer Rabbinerseminars, 1879 г., стр. 27; Alfred Jeremias, Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients, 2 изд., Leipzig, 1896, стр. 235. [Статья S. Krauss’a в J. E., I, 661—662].
1.