Сельское хозяйство (у евреев в России). — К С. X. относятся как земледелие в разных его видах, так и другие занятия, связанные с владением землей, направленные к извлечению дохода из нее: скотоводство и молочное хозяйство, рыболовство и охота, пчеловодство и шелководство, лесоводство и лесные промыслы, a также полевые работы на чужой земле. По переписи 1897 г. самостоятельно занималось в России С. Х. 42 тыс. евреев (37 тыс. мужчин и около пяти тысяч женщин); кроме того, выходило на полевые работы, по данным Евр. колонизац. общества, в то же время 12.900 чел. При них жило 155 тыс. членов семейств, так что всего жило С. Х. 210 тыс. евр. — около 4% всего евр. населения России (из них восемь тыс. евр. вне черты оседлости).
Земледелие — не только хлебопашество в узком смысле слова, но и культура более дорогих растений, как то: огородничество, садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие, культура сахарной свеклы и т. п. (см. Земледелие среди евреев в России). В 1898 г. в пользовании евреев было около 2 млн. десятин, из них в собственности более 1.300.000 (см. Землевладение). Что касается техники С. Х., то в области хлебопашества наибольшие успехи достигнуты в евр. землед. колониях Екатеринославской губ. благодаря примеру соседних колонистов, немцев-меннонитов (см.), наименьшие — в колониях Юго-Западного края (см. Земледелие среди евреев в России). В спец. культурах наибольшие успехи достигнуты евр.-земледельцами Бессарабской губ. (см.; ο мерах к развитию и усовершенствованию С. Х. среди евреев см. ЕКО; сведения об участии евреев в виноградарстве и виноделии — см.).
Огородничество, садо- и плодоводство. Этими культурами занято, до данным ЕКО, 11 тыс. лиц (81,5% числа евреев, занимающихся специальными культурами), на площади в 13.862 тыс. дес. (71,2% площади, занятой под специальные культуры), из коих в черте городов и местечек 6.000 дес. Наибольшего развития огородничество достигло в Литве и Белоруссии (7.129 душ на 6.916 дес.); здесь почти при каждом дворе земледельца имеется огород; средний размер огорода — 1,4 дес.; центрами еврейского огородничества считаются гор. Несвиж, Минской губ., м. Крутое, Могилевской губ., Антополь, Волпа, Изабеллин, Гродненской губ. Огородничество развито также в Люблинской и Сувалкской губ. (особенно м. Кальвария); размер огорода в Ц. Польском — 1,9 дес. Главный предмет производства огородов в Северо-Зап. и Юго-Зап. крае — картофель, свекла, морковь, брюква, фасоль, лук и, наконец, огурцы, имеющие большой сбыт y местных крестьян; в последнее время овощи находят себе сбыт в других местах России и даже за границей. Евреи-огородники отправляются в города западной и южной Польши, где огородничество еще слабо развито, и даже в Восточную Пруссию, где закладывают огороды. В небольших огородах Северо-Зап. края работает вся семья, в более значительных применяется и наемный труд. В Малороссии в евр. огородах — баштанах или бахчах, возделываются не только огурцы, но и арбузы, дыни и тыквы. В Юго-Западном крае наряду с огородами имеется y евреев довольно много садов; более всего в Черниговской губ. (565 огородников, 624 десятины). Известны в этом отношении и гор. Сквира, Киевской губ., и м. Городок и Яруга, Подольской губ. (см.). В губерниях южных, особливо в Бессарабии, преобладает плодоводство; занято 495 евреев; 330 садов занимают площадь в 980 дес. (до 45 тыс. плодовых деревьев). Больше всего разводится слив и орехов. Много рук занято сушкою слив (см. Бессарабская губ). Значительные плодовые сады имеются и в колониях Херсонской губ. (7500 дер.), особенно в Бобр. Куте, Н. Полтавке и Б. Сейдеминухе.
Табаководство. Этим промыслом занято, по данным ЕКО, 1695 евреев — 12,2% всех евреев, занятых спец. культурами. Табачные плантации занимают площадь в 2755 дес. (14,2% площади спец. культур, обрабатываемой евреями), из коих лишь 105 дес. принадлежат евреям на праве собственности; площадь евр. плантаций равна 9,3% всей площади, возделываемой под табак в черте оседлости. По данным акцизного надзора еврейские плантации в 1905 г. занимали 3403 дес. Наибольшего развития табаководство достигло в Бессарабской губ.
Прочими специальными культурами занято всего 93 лица на 1207 десят. К числу этих культур относятся разведение льна в губерниях Бессарабской, Витебской и Полтавской, хмелеводство — в Волынской губ., культура сахарной свеклы, картофеля для винокурения и т. п.
Скотоводство и молочное хозяйство. Скотоводством, по данным переписи 1897 г., жило более семи тысяч евреев. Наибольшее число евреев занимается скотоводством в Северо-Зап. крае: Гродненской (1520), Витебской (789) и Виленской (760). Скотоводством местные евреи занимаются как молочным хозяйством — для продажи на сторону молока, масла и сыра. He владея для этого достаточным количеством собственного скота, евреи арендуют молочный скот y помещиков (пахтарный промысел). По данным ЕКО, этим промыслом занимались более семи тысяч евреев, из них наибольшее число в Гродненской губ. (881), в Могилевской (751) и в Минской (737). В Царстве Польском выделяются в этом отношении Люблинская (452) и Келецкая (358) губернии. Из юго-западных губерний молочное хозяйство развилось в губерниях Подольской (411) и Волынской (402), a из новороссийских — в Бессарабской (364 молочных хозяйства). В Херсонской губ. довольно развито молочное хозяйство в Тираспольском уезде. Пункты развития молочного хозяйства и пахтарного промысла обыкновенно совпадают с местами, где развито огородничество и садоводство.
Пчеловодством и шелководством, по данным переписи 1897 г., кормилось во всей России всего 185 евреев. По данным же ЕКО, в одной лишь черте оседлости зарегистрировано 200 пчеловодов, причем больше всего оказалось их в местечке Помпянах Ковенской губ., в местечках Городке, Гусятине и Шаргороде Подольской губ., Водзиславе Келецкой губ., в Юзефове Люблинской губ. и в Вишницах Седлецкой губ.
Рыболовством и охотой, по данным переписи 1897 г., жили 8500 чел. Больше всего эти промыслы развиты в губерниях Волынской (992), Киевской (984), Виленской (932).
Лесоводство и лесные промыслы кормили в 1897 г. 13 тыс. евреев. Более всего развиты эти промыслы в губерниях Минской (2793 лица), Волынской (1751) и Виленской (1568).
Полевые работы. По данным ЕКО, число евреев, выходивших на полевые работы в 15 губерниях черты оседлости, простиралось до 12 тыс. человек. Наибольшее число этих рабочих — свыше 1000 — дают губернии: Подольская (3415), Бессарабская (1816), Виленская (1301), Минская (1227), Киевская (1143). Лишь в Бессарабской губ. евреи являются постоянными рабочими: это рабочие на табачных плантациях, где широко применяется и детский труд. В остальных местах евр. рабочие принимаются в большие экономии лишь в самую страдную пору. В северо-западных губерниях евр. женщины и девушки выходят на жатву хлебов, уборку картофеля, льна, капусты, сбор сена, на огородные работы. Мужчины пашут, косят и собирают сено. Уборка и молотьба хлеба производятся евр. рабочими в Херсонской и Бессарабской губ. Уборка хмелевых шишек и вообще работы по хмелеводству производятся еврейскими рабочими, особенно женщинами и подростками, в губерниях Могилевской, Волынской и Люблинской. Уборкой и сушкой плодов занимаются в Бессарабской и Таврической губерниях; на табачных плантациях — в Подольской, Могилевской и Черниговской; в огородах работают в Ковенской и Волынской. Заработная плата еврейских сел.-хоз. рабочих ничтожна. На табачных плантациях взрослый рабочий за 14 часов работы получает 25—40 к. в день, дети 10—15 коп. Средняя заработная плата в 18 губерниях черты, где работали евреи, не превышала 39 коп. в день, на собственных харчах, причем в большинстве губерний она держалась на уровне 25—35 и лишь в Херсонской губ. достигала 80 коп. в день. Понятно, что при таких условиях лишь крайняя нужда может заставить городского еврея приняться за такой тяжелый труд. Нередко Временные правила 3 мая 1882 г. истолковываются полицией в смысле недопущения евреев в. сельские местности для сельскохоз. работ. — Ср.: «Сборник материалов об экономическом положении евреев в России», изд. ЕКО; Б. Бруцкус, «Профессиональный состав еврейского населения России», СПб., 1908 г., его же, «Еврейские земл. колонии», «Евр. мир»; 1909, 9; его же, «Еврейский труд в сельском хозяйстве России»; его же, «Прошлое, настоящее и будущее», в сборнике Die Stimme.
Гр. В.8.